ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Вклад международных организацией в защиту прав женщин
Чапля Е. Ю. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Автор приходит к выводу, что созданная система международных организаций общего и специального характера гарантирует эффективную защиту прав женщин в современном мире.

Ключевые слова: международные организации, защита прав женщин


 

ВКЛАД МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН

 

Е. Ю. Чапля, студентка 6 курса.

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: Д.Н. Скютте,

старший преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

Со второй половины XX в. вплоть до настоящего времени в международном праве увеличивается удельный вес и значение норм, посвященных правовому положению женщин. Закрепление на международном уровне стандартов в области защиты прав женщин, создание международно-правовых механизмов контроля за их соблюдением этих стандартов, предоставление женщинам возможности защищать свои права путем прямого и непосредственного обращения в международные судебные органы – это и многое другое выступает проявлениями все возрастающего влияния международного права на статус женщин. Важный элемент международного механизма защиты прав женщин –институциональная подсистема (международные организации по защите прав женщин).

Бюро по вопросам занятости и равных возможностей для женщин вносит большой вклад в разработку проектов директив, подготовку различного рода докладов, информационных сообщений о положении женщин в Европейском Союзе, о мерах по защите их прав. Этот функциональный орган Комиссии ЕС поддерживает тесные связи с группами трудящихся и предпринимателей, проводит исследовательскую работу, семинары, совещания и др. В рамках Комиссии ЕС действует также Женское бюро информации и Консультативный комитет по вопросам равных возможностей для мужчин и женщин (образован в 1982 г.). Он состоит из членов органов по вопросам равенства государств-членов ЕС. В задачи Комитета входят разработка предложений по вопросам равных возможностей мужчин и женщин, ведение аналитической и консультативной деятельности.

Помимо специально созданных на базе Комиссии ЕС органов по защите прав женщин в ЕС, функционирует Европейский социальной фонд, учрежденный в соответствии с Римским договором. Целью его образования стало желание содействовать улучшению условий труда и жизни граждан государств-членов ЕС. Значительные суммы фонд выделял специально на нужды женщин. В 1986 г., к примеру, фонд выделил на нужды женщин около 80% своих средств [52, с. 3].

Определенная гендерная переориентация характерна в настоящее время и для Международной Организации Труда. Ею принято решение о включении проблемы обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в сфере труда во все программы и иные проводимые данной организацией мероприятия [53, с. 42].

Устав ООН возложил реализацию обязанностей, в том числе и применительно к проблеме прав человека, на достаточно широкий круг органов и организаций, начиная с Генеральной Ассамблеи ООН, принявшей значительное число касающихся общих прав человека и посвященных специально коллективным правам женщин конвенций и деклараций. В 1946 г. была учреждена специальная Комиссия по правам человека, одной из подкомиссий которой явилась Комиссия по положению женщин. Этими комиссиями на протяжении второй половины XX в. проводилась большая работа по подготовке соответствующих международных документов и рассмотрению периодических докладов государств о ходе выполнения тех или иных конвенций [54, с. 22] .

В 1979 г. к этой работе подключилась специальная Комиссия ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. В последующие годы каждая из названных выше Комиссий ООН работала в значительной мере самостоятельно, вне тесной связи с остальными. Фактически это привело к тому, что коллективные права женщин как бы выпадали из общего контекста прав человека. Ситуация изменилась после принятия Венской декларации и Программы действий в июне 1993 г. Значительное внимание было уделено усовершенствованию организационных аспектов работы ООН в области прав человека. Подчеркивалась важность укрепления Центра ООН по правам человека, которому следует играть важную роль в координации общесистемного внимания к правам человека, сотрудничестве с другими организациями и органами ООН. Тогда же был поднят вопрос о необходимости учреждения поста специальною докладчика Комиссии ООН по правам человека о насилии в отношении женщин. Сегодня многие из этих пожеланий претворены в жизнь. Впервые в истории ООН Комиссия по правам человека начала активно сотрудничать с Комиссией по положению женщин [55, с. 164].

Среди иных межправительственных организаций по вопросам прав женщин необходимо упомянуть следующие:

1. Комиссия по статусу женщин (CSW), основанная Экономическим и Социальным Советом (ECOSOC) в 1946 г. с целью: а) подготовить рекомендации и доклады для ECOSOC нацеленные на продвижение прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и образовательной областях; б) дать рекомендации Совету по важным проблемам, требующим немедленного внимания в области прав женщин; в) ввести до 2000 г. передовые стратегии (FLS), следующие Планам действий и Пекинским предложениям. Комиссия состоит из представителей стран-членов ООН. Комиссия по статусу женщин  является межгосударственным органом и одной из 6 комиссий ECOSOC. Поэтому она несет первичную ответственность за работу, связанную с решением проблем женщин и за обсуждение их сущности в системе Организации Объединенных Наций.

2. Экономический и Социальный Совет (ECOSOC). Это один из главных органов, принимающих решения в ООН. Он координирует всю экономическую и социальную деятельность ООН и его специализированных агентств. Это учреждение особенно важно для женщин поскольку при нем существуют следующие структуры: а) Комиссия по статусу женщин, б) Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношение женщин, в) Комиссия по правам человека. Все они отсылают свои доклады, отчеты, резолюции в ECOSOC на рассмотрение. ECOSOC принимает по ним решения и продвигает одобренные проекты в генеральную ассамблею ООН для окончательного принятия.                                                                                                                         

3. Генеральная Ассамблея ООН. Это высший орган ООН, в котором представлены все страны-члены. Согласно ст. 13 Устава ООН [56], одна из функций Генеральной Ассамблеи – проводить исследования и давать рекомендации с целью «продвижения международного сотрудничества в социальной, экономической, культурной, образовательной областях и в области здравоохранения, а также оказывать помощь в реализации прав человека и основных свобод для всех, вне зависимости от расы, пола, языка и религии».

 4. Административный комитет по координации (ACC). Организация  возглавляется Генеральным секретарем ООН и является очень важным комитетом, т.к. координирует деятельность всей системы ООН. Комитет состоит из исполнительных директоров всех специализированный агентств ООН, хотя все они являются независимыми межправительственными организациями. С помощью этого Комитета различные направления политики и программы действия Организации Объединенных Наций – (FLS) могут проникать во всю систему ООН и ее специализированные агентства, которые формулируют и представляют свои собственные программы действий.

5. Комиссия по правам человека. Она была образована ECOSOC в 1946 г. и является главным органом, работающим по проблеме прав человека. Комиссия проводит различные исследования, составляет рекомендации и документы международного характера в области прав человека, а также выполняет специальные задания Генеральной Ассамблеи ООН или ECOSOC, включая расследование различных нарушений прав человека, заявленных кем-либо, а также задания по осуществлению связи с теми областями, где они были нарушены. Комиссия сотрудничает со всеми другими учреждениями ООН в области прав человека, также предоставляет помощь ECOSOC в области прав человека в рамках системы ООН.

6. Комиссия по ликвидации всех форм дискриминации (CEDAW) (создана в 1982 г.). Ее задачами выступают претворение в жизнь стратегии, принятой в Найроби, и Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации по отношению к женщинам. Она состоит из 23 экспертов высокого морального уровня и компетенции в области Конвенции. Основная цель – изучать доклады государств, ратифицировавших Конвенцию, и при помощи ECOSOC ежегодно докладывать в Генеральную Ассамблею о своей деятельности. Генеральный секретарь ООН передает Комиссии по статусу женщин доклады CEDAW для анализа.                  

7. Институт международных исследований и образования женщин при ООН (INSTRAW). Данная организация исходит в своей работе из идеи, выдвинутой на международной конференции, проходившей в Мексике в 1975 г. (Международный Год Женщины). Но организован этот институт был только в 1982 году. INSTRAW – это автономный институт, не входящий в систему ООН, но сотрудничающий с различными исследовательскими центрами по различным направлениям проблемы.

8. Фонд развития женщин при ООН (UNIFEM) – это автономный фонд развития при ООН. UNIFEM имеет две основные задачи: а) предоставлять финансовую и техническую поддержку женщинам, принимающим участие в кооперативной деятельности, в производстве продуктов питания, в области добычи воды и топлива, в здравоохранении, в малом бизнесе, в управлении и планировании; б)   гарантировать, чтобы женщины точно так же, как и мужчины получали равную помощь в программе помощи развивающимся странами. UNIFEM функционируют с 1978 г.

Таким образом, созданная система международных организаций общего и специального характера, на наш взгляд, гарантирует эффективную защиту прав женщин в современном мире.

 

Литература

  1. Худякова, Т. Женщины как объект профессиональной сегрегации / Т. Худякова. – СПб.: Проспект, 1992. – 179 с.
  2. Молокомме, А. Экономические права женщин в контексте прав человека / А. Молокомме // 3аявляем наши права: сб. науч. трудов / под ред. С.В. Полениной. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Глас, 2011. – С. 42-45.
  3. Никитина, Л.И., Международная защита прав женщин / Л.И. Никитина, Е.Н. Коршунова. – М.: Междунар. отношения, 1975. – 96 с.
  4. Поленина, С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / С.В. Поленина. – М.: РАН, Ин-т государства и права, 2000. – 255 с.
  5. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Организация Объединенных Наций [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/. – Дата доступа: 11.03.2016.

Библиографическая ссылка

Чапля Е. Ю. Вклад международных организацией в защиту прав женщин // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-246 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 234 | За неделю: 234 | Всего: 234


Комментарии (0)