ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Проблемы правового регулирования социальной поддержки матерей-одиночек в Российской Федерации
Качанова М. Г. 1

1. Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Резюме:

По мнению автора необходимо создание отдельного Положения, дающего на федеральном уровне четкую формулировку понятию матери-одиночки и предусматривающего все права на льготы, пособия, выплаты, собранные в одном нормативном акте для совершенствования правового регулирования социальной поддержки одиноких матерей.

Ключевые слова: социальная поддержка, одинокие матери


 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРЕЙ-ОДИНОЧЕК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Г.КАЧАНОВА, студентка 3 курса,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Научный руководитель: О.Н. Петюкова, д.ю.н., к.и.н., профессор,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

 

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. 21.07.2014 № 11-ФКЗ) является основным нормативным правовым актом, который выступает базисом государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.[1] На территории нашей страны действует программа «Дети России», которая была создана по Указу Президента еще в 1994 года, благодаря ей работает система по выплате пособий и компенсаций семьям, имеющих детей. Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов, важное значение для социальной защиты служит Трудовой кодекс Российской Федерации.

Несмотря на социальную политику, направленную на поддержание и защиту материнства, в условиях гендерного развития современные женщины утверждают свои профессиональные позиции в обществе, что приводит к ослаблению материнской сферы.

В связи с этим общество начинает диктовать свои правила поведения, женщина забывает о своих традиционных ценностях семьи и материнства. Происходит переоценка ценностей и приоритетов, наибольшую важность приобретает профессиональная сфера, саморазвитие, создание карьеры.

Именно в таких условиях все чаще нам приходится слышать термин «мать-одиночка», но не всегда мы задумываемся, что на практике может означать этот статус.

Важно отметить, что единственным ныне действующим нормативным актом на федеральном уровне, определяющим понятие матери-одиночки является Положение о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям (утвержденное Постановлением Совмина СССР от 12.08.1970 № 659). Согласно п. 8 данного Положения под одинокой матерью понимается женщина при одновременном наличии следующих условий.[2]

Во-первых, женщина не состоит в браке. В этом случае законодатель подразумевает женщину, которая никогда не состояла в браке или разведена, является вдовой или расторгла брак с супругом в связи с признанием его безвестно отсутствующим или умершим. Во-вторых, она осуществляет воспитание и содержание ребенка (детей). В-третьих, в свидетельстве о рождении ребенка (детей) отсутствует запись об отце ребенка или такая запись произведена в установленном порядке по указанию матери.

Вывод об отсутствии должной регламентации правового статуса одинокой матери делается не только учеными, но и подтверждается судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, отвечая на вопрос о том, какие лица могут быть отнесены к числу одиноких матерей, отмечает, что официального определения понятия одинокой матери не содержится ни в ТК РФ, ни в иных федеральных законах.[3] То есть, существует лишь общепризнанное понятие матери-одиночки, которое указано выше.

Ссылаясь на заявление уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова, на данные марта 2012 года число неполных семей за последние годы выросло до 30%, а всего их численность составляет 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллионов матерей-одиночек и 634,5 тысячи одиноких отцов, при этом данная цифра не стоит на месте и медленно, но увеличивается.

Таким образом, проблема правового регулирования социальной поддержки матерей-одиночек  является актуальной. В данной статье раскрываются главные способы социальной поддержки, оказываемой государством одиноким матерям, а также предлагаются пути решения некоторых проблем и усовершенствования норм права.

Итак, нашим законодательством предусмотрены определенные виды пособий, выплат и льгот одиноким матерям, право на получение которых имеет женщина при наличии следующих условий: во-первых, рождение ребенка должно было произойти вне брака и по истечении 300 дней с момента расторжения предыдущего брака; во-вторых, отцовство не было установлено, независимо от порядка установления (добровольный или принудительный); в-третьих, если женщина удочерила (усыновила) ребенка, не находясь в браке; в-четвертых, если ребенок был рожден в браке, но в последующем отцовство было оспорено в судебном порядке (в последнем случае наличие решения суда является обязательным фактором).[5]

При этом важно отметить один немаловажный факт, на размер выплаты не влияет наличие в свидетельстве имя отца ребенка, он может быть указан по воле матери или в графе будет стоять прочерк. Одинокая мать в любом случае имеет право на выплату пособий в полном объеме.

Если же все-таки, в свидетельстве будет указан отец ребенка, то одинокую маму ожидают некоторые затруднения в будущем. К примеру, если она соберется вместе с ребенком пересекать границу независимо от целей, которые она преследует, у нее могут потребовать нотариально заверенное заявление отца о разрешении на выезд за рубеж. Так же проблемы могут возникнуть с регистрацией ребенка по месту жительства, поскольку регистрируя его с матерью, может быть затребована выписка из домовой книги отца ребенка и его заявление, что он не возражает о новом месте регистрации ребенка.

Таким образом, как ни парадоксально, но отсутствие данных об отце в свидетельстве о рождении ребенка существенно упрощает многие процедурные моменты.

При этом, по российскому законодательству одиноким матерям предоставляется  дополнительная материальная поддержка до достижения ребенком 1,5 лет, также мать-одиночку нельзя уволить до достижения ее ребенком 14 лет по инициативе руководства, а в случае ликвидации предприятия предполагается ее увольнение с последующим трудоустройством. Уже из этого вытекает следующая проблема.

Довольно часто, проводя собеседования, руководители интересуются наличием у женщины детей и не всегда соблюдают главный принцип правового регулирования трудовых отношений – это «принцип равенства прав и возможностей работников». Но с недавних пор, отказывая работнику в приеме на работу, руководитель обязан в письменной форме дать причину отказа, а в случае невыполнения данного обязательства понести ответственность.

Кроме того, одинокая мать имеет право на оплату больничного листа любой длительности по уходу за ребенком до достижения им школьного возраста, и также - на ежегодный неоплачиваемый отпуск, который можно присоединить к ежегодному основному.

В некоторых регионах несовершеннолетний ребенок одинокой мамы может быть устроен в детское школьное или дошкольное учреждение на полное государственное обеспечение. Важно отметить, что не все меры социальной поддержки одинаковы во всех регионах, поскольку не установлены федеральным законодательством. Поэтому, как представляется, одним из вариантов решения данной проблемы является необходимость введения федерального стандарта социальной поддержки матерям-одиночкам, т.е. обязательного минимума для соблюдения всеми субъектами РФ при регулировании ими данного вопроса. А, значит, предоставить регионам право изменять меры поддержки  указанной категории граждан лишь в сторону увеличения предоставления дополнительных гарантий.

При этом одинокие матери, по общему правилу, имеют право на социальные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством в отношении лиц, имеющих детей:[4] на единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет до 12 недель беременности и др. Различные виды пособий предусматриваются в законах субъектов Российской Федерации.

Исходя из всех пособий, которые может получить одинокая мать, сумма получается  ничтожно малой, недостаточной для достойного существования матери  и ребенка. 

Важной проблемой является то, что единственным нормативным актом, определяющим правовой статус матерей-одиночек является указанное выше Постановление Совмина СССР от 12.08.1970 № 659, с момента принятия которого прошло почти 50 лет и с момента внесения последних изменений почти 30 лет.

Именно поэтому, по моему мнению, необходимо создание отдельного Положения, дающего на федеральном уровне четкую формулировку понятию матери-одиночки и предусматривающего все права на льготы, пособия, выплаты, собранные в одном нормативном акте для совершенствования правового регулирования социальной поддержки одиноких матерей.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. – № 256 –31.12.2001– Ст. 2.
  3. Постановление Совмина СССР от 12.08.1970 № 659 (ред. от 04.05.1990) «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» // Свод законов СССР. – Т. 2. – С. 718. – 1990.
  4. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 9, сентябрь. – 2010.
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

 


Библиографическая ссылка

Качанова М. Г. Проблемы правового регулирования социальной поддержки матерей-одиночек в Российской Федерации // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-239 (дата обращения: 29.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 266 | За неделю: 266 | Всего: 266


Комментарии (0)