ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Понятие и основные черты медиации в Республике Беларусь
Костыренко Я. Н. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Медиация – достаточно урегулированный и четкий процесс ведения переговоров, который подчиняется определенным принципам и правилам, имеет свои стадии. На мой взгляд, медиацию следует рассматривать как систему, существующую параллельно с офциальным правосудием. Даный метод не заменяет и не может заменить правосудие. Следует отметить,что медиация и средства судебного разбирательства могут успешно дополнять друг друга. Можно сказать, что для развития медиации в Республике Беларусь требуется широкое информирование общественности о данной процедуре, правовое регулирование основных принципов ее осуществления.

Ключевые слова: медиация, альтернативные способы разрешения споров


 

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Я. Н. Костыренко, студентка 4 курса

ГрГУ имени Янки Купалы

Научный руководитель: И. Ю. Кирвель

к. ю.н., доцент, ГрГУ имени Янки Купалы

 

Альтернативные способы разрешения конфликтов в настоящее время пользуются популярностью. Такая тенденция проявляется в связи с тем, что постоянно увеличивается количество поступающих в суды обращений. Задачей правосудия должно быть стремление к разрешению конфликта частноправового характера посредством примирения сторон. Эффективным инструментом достижения примирения в современном хозяйственном процессе явлется примирительная процедура, которая по содержанию является судебным посредничеством или судебной медицацией.

Так, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О медиации», медиация –это переговоры сторон с участием медиатора, имеющие целью урегулирование спора сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения [1].

Для национальной правовой системы медиация представляет новое социально-правовое явление и новый опыт разрешения правовых споров. Так, начиная с 2010 года, в республике проводилась активная работа по ознакомлению юридического сообщества, государственных органов, граждан с процедурой медиации как внеюрисдикционным способом урегулирования юридических конфликтов. Проделанная работа способствовала формированию на данном этапе интереса к медиации как у ученых-правоведов, юристов-практиков, так и у граждан, юридических лиц, вовлеченных в правовые споры, и позволила воспринимать медиацию в нашем обществе как досудебный способ разрешения спорных вопросов при помощи третьей нейтральной стороны [2].

Медиация является разновидностью примирительных процедур, под которыми понимается специально организованное взаимодействие конфликтующих сторон различной степени формальности, направленное на их стимулирование к изменению стратегии поведения в конфликте и согласование на этой основе представлений сторон о способах выхода из конфликта [3, с.19].

Отличительная особенность медиации в том, что посредничество выходит здесь на уровень юридической технологии. Ведь медиатор – это не любое лицо, которое участвует в переговорах сторон в качестве третьего незаинтересованного лица и помогает им урегулировать спор благодаря тому, что пользуется авторитетом у сторон или обладает практическим опытом в той сфере, где возник конфликт. Медиатор – это посредник, применяющий определенные коммуникативные техники, которым он заранее обучался, и ведущий переговоры по заранее заданному алгоритму, который был выработан в рамках практической психологии как наиболее оптимальный для того, чтобы направить стороны в нужное русло. Применение этих знаний позволяет достигнуть того результата, который стоит перед переговорами по урегулированию того или иного конфликта [4, c.61].

Европейские эксперты выделяют три основные проблемы применения медиации. Это мнение также разделяется и российскими специалистами, а именно: 1) вопрос истечения срока давности при обращении к медиатору; 2) возможность исполнения достигнутого сторонами соглашения; 3) обеспечение конфиденциальности, то есть обязанность ее сохранения примирителем и право примирителя скрывать информацию, в том числе от компетентных органов.

Если рассматривать эти три проблемы в контексте белорусского законодательства, то вопрос об исковой давности по регламенту процедуры посредничества в суде не возникает. Так, посредничество, согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь [5] (далее – ХПК Республики Беларусь) возможно только после предъявления иска в суд, а согласно статье 204 Гражданского кодекса Республики Беларусь [6] течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. Что касается исполнимости достигнутых между сторонами соглашений, то согласно статье 157 ХПК Республики Беларусь результаты процедуры посредничества могут быть обличены в соглашение о заключении между сторонами мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК Республики Беларусь. То есть, мировое соглашение утверждается судом вынесением соответствующего определения и с этого момента вступает в силу. Кроме того, возможна ситуация, когда в ходе урегулирования спора в порядке посредничества не удалось достигнуть полного согласия, но по отдельным требованиям стороны пришли к взаимопониманию и одинаковой оценке конкретных фактов, либо истец частично отказался от иска, либо ответчик частично признал иск. В таком случае посредник оказывает сторонам помощь в составлении соглашения, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение удостоверяется подписями сторон и утверждается определением суда. Определение суда носит обязательный характер и подлежит исполнению, в том числе и принудительному. Причем вопрос о выдаче исполнительного документа согласно статье 124 ХПК Республики Беларусь рассматривается судом без вызова сторон. Таким образом, можно констатировать, что две из трех основных типовых проблем медиации уже сегодня разрешены законодательством Республики Беларусь.

Также необходимо уделить внимание конфликтологическим и психологическим составляющим медиации. Преимущества медиации как способа разрешения юридического конфликта заключаются в возможности привлечения инструментария конфликтологии и психологии для разрешения проблемного вопроса. Конфликтология указывает на то, что конфликт может быть управляем, что способствует его конструктивности, и позволяет рассматривать медиацию как технологию разрешения конфликтов. Данные положения определяют профессиональные требования к лицу, осуществляющему примирительную процедуру, на что обращено отдельное внимание в соответствующих статьях Закона «О медиации».

Таким образом, в качестве обязательного минимума профессиональной компетентности медиатор должен обладать коммуникативными способностями, навыками ведения деловых переговоров, познаниями в области психологии и конфликтологии. Медиатор как психолог должен уметь распознавать типы конфликтных и манипулятивных личностей, проигрываемые сторонами роли и т.п., так как психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. Медиатор как конфликтолог должен уметь «распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы; ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими» [7, с. 3].

Медиация – достаточно урегулированный и четкий процесс ведения переговоров, который подчиняется определенным принципам и правилам, имеет свои стадии. На мой взгляд, медиацию следует рассматривать как систему, существующую параллельно с офциальным правосудием. Даный метод не заменяет и не может заменить правосудие. Следует отметить,что медиация и средства судебного разбирательства могут успешно дополнять друг друга. Можно сказать, что для развития медиации в Республике Беларусь требуется широкое информирование общественности о данной процедуре, правовое регулирование основных принципов ее осуществления.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. О медиации: Закон Республики Беларусь от  12 июля 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000  [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. − Минск, 2016.
  2. Павлова, Л.В. Медиация: альтернативные начала разрешения правовых споров и традиционный юридический процесс / Л.В. Павлова // Режим доступа: http://center.gov.by/articlePavlova.html. – Дата доступа: 13.03.2016.
  3. Здрок, О.Н. Примирительные процедуры в цивилистическом процессе: современная теоретическая концепция / О.Н. Здрок. – Минск: Бизнесофсвет, 2013. – 108 с.
  4. Здрок, О. Законодательство о медиации не должно опережать развитие общественных отношений / О. Здрок // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2011. – №11. – С. 61–66.
  5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. по состоянию на 26 января 2016 г.. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 656 с.
  6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 г.: с изм. и доп. по состоянию на 5 января 2016 г.. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016.
  7. Цветков, В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 183 с.

 


Библиографическая ссылка

Костыренко Я. Н. Понятие и основные черты медиации в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-231 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 293 | За неделю: 293 | Всего: 293


Комментарии (0)