ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Правовая охрана торговых марок как объектов интеллектуальной собственности в Украине
Савескул А.В. 1

1. Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

Резюме:

В условиях несовершенного законодательного урегулирования и реагирования государства на проявления недобросовестной конкуренции, самым эффективным способом защиты своей репутации, достижений и, наконец, прибыли от незаконных посягательств является своевременное их предупреждение. Также важным является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Поэтому законодательство в этой сфере нуждается в обновлении.

Ключевые слова: товарный знак, интеллектуальная собственность, не5добросовестная конкуренция


Правовая охрана торговых марок как объектов интеллектуальной собственности в Украине

А.В. Савескул магистр права,

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

Научный руководитель: С.Н. Клейменова, к.ю.н., доцент,

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

 

 

В условиях новых экономических отношений большое значение приобретают объекты интеллектуальной собственности, которые становятся товаром и активно используется всеми субъектами хозяйственной деятельности. Одним из объектов интеллектуальной собственности, который наиболее активно развивается в мире, является торговая марка. Она является особым уникальным объектом права интеллектуальной собственности, средством индивидуализации товаров и услуг. Популярные торговые марки, особенно те, что известны всему миру чаще всего становятся объектами различных нарушений, поэтому предприятия прилагают огромные усилия, чтобы защитить свои права. В связи с этим возникают проблемы, требующие теоретических разработок и выработки научно обоснованных рекомендаций по созданию и формированию действительно надежной системы правовой охраны как торговых марок, так и всех других объектов промышленной собственности.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с приобретением, осуществлением и защитой прав интеллектуальной собственности на торговую марку предполагается Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины (далее ГК Украины), Хозяйственным кодексом Украины (далее ГК Украины), Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», другими нормативно-правовыми актами Украины, а также соответствующими действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Сегодня в украинском законодательстве и практике используются различные термины для обозначения самого понятия торговой марки, то есть неопределенной остается проблема применения терминологии. Наиболее распространенными являются термины: товарный знак, торговая марка, знак для товаров и услуг, торговый знак, «логотип», торговая марка, бренд.

Так, в Законе Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" в этом смысле используется термин "знак" [1]. В ГК Украины понятие "торговая марка" и "знаки для товаров и услуг" применяются вместе и отождествляются [2]. В Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 и Соглашении ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее соглашение ТРИПС) применяется единое понятие «Тrademark» [3].

Итак, торговая марка - это не просто обозначение для различения товара одного производителя от однородного товара другого, она является правовым средством повышения эффективности технического уровня самого производства, потому что без надлежащего технического уровня производства изготовить товар, который бы отвечал современным требованиям, просто невозможно. Это средство обновление производства, приведение его технологии современному уровню, средство существенного повышения качества производимой продукции или предоставления услуг. С помощью торговой марки достигается необходимый потребителю ассортимент товаров или услуг, так как на рынке спрос будет тот товар или услуга, которые нужны потребителю и имеют надлежащее положительное качество. Для того чтобы быть признанным в качестве торговой марки, то есть стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать определенным условиям. Законодательство их прямо не перечисляет, но они достаточно четко выводятся из его норм.

Прежде всего торговой маркой признается условное обозначение, помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации.

Кроме того обозначение может быть признано торговой маркой только в том случае, если оно позволяет потребителю без особых усилий узнать нужную ему продукцию и исключает возможность смешения ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны торговой марки является ее новизна. С точки зрения закона новыми считаются следующие условные обозначения, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смещения.

Признак новизны тесно связан с понятием приоритета, так как новизна определяется на дату приоритета, которая устанавливается, по общему правилу, на день подачи заявки на регистрацию торговой марки в Государственное предприятие «Украинский институт промышленной собственности» (Укрпатент). И наконец, обозначение считается торговой маркой только тогда, когда оно зарегистрировано в порядке, определенном законом. Только совокупность требований дает основание признать заявленное обозначение как торговую марку.

Действующее законодательство определяет условия предоставления правовой охраны торговой марки:

1) правовая охрана предоставляется той марки, не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали;

2) объектом марки может быть любое обозначение или комбинация обозначений, ими могут быть слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и т.д.;

3) право собственности на торговую марку подкрепляется свидетельством, которое действительно в течение 10 лет с даты подачи заявки, срок действия свидетельства может продлеваться по ходатайству владельца;

4) объем правовой охраны определяется изображением торговой марки и перечнем товаров и услуг, на которые она предоставляется;

5) право на торговую марку имеют юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или их правопреемники.

Нужно заметить, что можно защитить товары с технической стороны, например, создать для них оригинальную упаковку, которую сложно подделать. К действенным противоподделочным  технологий относят нанесения голографических изображений, а также для защиты используют сертификаты соответствия и много других средств.

Еще одной назревшей проблемой является не всегда высокое качество экспертизы, которую проводит Укрпатент. Учащаются случаи, когда эксперты не проводят надлежащего поиска, в частности, на предмет сооветствия критерию «введение в заблуждение относительно производителя». Поэтому, бывает, производители-иностранцы не могут зарегистрировать свой знак из-за того, что такое обозначение (как оказывается) уже зарегистрировано. Как следствие, возникают существенные трудности при выходе на национальный рынок Украины товаров и услуг этих иностранных производителей, теряется время, деньги, энергия сотрудников. Завершается все судебным иском и отменой такого свидетельства на знак для товаров и услуг, как выданного по нарушению прав третьих лиц - вводящим в заблуждение потребителей относительно лица производителя [4, с. 96].

Следует отметить, что в рамках такого рассмотрения, как правило, назначается судебная экспертиза, на что дополнительно расходуются деньги и время, причиной этого является некачественная квалификация экспертов.

Система правовой охраны торговой марки в Украине нуждается в совершенствовании также в связи с намерением приобретения членства в международных организациях, для участия в которых необходимо приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, в частности положений Соглашения ТРИПС. Приведение национального законодательства в соответствие с положениями Соглашения ТРИПС и адаптации с законодательствами стран ЕС обусловлено международными обязательствами Украины и стремлением украинского законодателя гармонизировать национальную нормативную базу, посвященную интеллектуальной собственности, с международно-правовыми нормами. В частности, законопроектом «О внесении изменений в законодательство по вопросам интеллектуальной собственности», предполагается приведение норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и других нормативных актов в соответствие с требованиями законодательных актов ЕС, например директивы ЕС Первой директивы Совета ЕС №89 / 104 / ЕС от 21.12.1998 г.. о приближении законодательства государств-членов торговых марок и Регламента Совета ЕС №40 / 94 от 20.12.1993 г. о торговой марке Сообщества. Раздел 6 части 1 проекта закона содержит положение «Об охране прав на торговые марки, географические указания и коммерческие наименования», в котором речь ведется именно о торговой марке и принятие этого закона может помочь унификации терминологии, совершенствованию отношений, возникающих в связи с приобретением, осуществлением и защитой прав интеллектуальной собственности на торговую марку [5, с. 17].

В заключении следует отметить, что система правовой охраны торговой марки в Украине требует своего дальнейшего совершенствования, согласования применения различных терминов в законодательстве Украины для обозначения одного и того же понятия, а именно замены термина «знак для товаров и услуг» на «торговую марку».

Нужно отметить, что в условиях несовершенного законодательного урегулирования и реагирования государства на проявления недобросовестной конкуренции, самым эффективным способом защиты своей репутации, достижений и, наконец, прибыли от незаконных посягательств является своевременное их предупреждение. Также важным является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. Поэтому законодательство в этой сфере нуждается в обновлении.

 

Литература:

  1. Про охорону прав на знаки для товарів і послуг [Электронный  ресурс]: закон Украіни от 15.12.1993 № 3689-XII с изм. и доп., внес, согл. Законов Украины, по состоянию на 21.05.2015 г. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua. - название с экрана.
  2.  Цивільний кодекс України [Электроний ресурс] : закон України від 16.01.2003 р. № 435-IV с изм. и доп., внес, согл. Законов Украины, по состоянию на 19.02.2016 р. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua. – Название с экрана.
  3. Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Argeement). – Режим доступа: http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/27-trips_01_e.htm - Название с экрана.
  4. Андрощук Г. Право интеллектуальной собственности. Торговые аспекты / Г. Андрощук, П. Крайнев, И. Кавасс // Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS). – К.: Ин Юре, 2007. – 164 с.
  5. Проблеми правової охорони торговельної марки в Україні / Л.В. Перевалова, Т.М. Марченко // Вісник НТУ «ХПІ». Серія: Актуальні проблеми розвитку українського суспільства. – Харків НТУ «ХПІ», 2013. – № 69(1042). – С.13-19.

 

 


Библиографическая ссылка

Савескул А.В. Правовая охрана торговых марок как объектов интеллектуальной собственности в Украине // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-226 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 283 | За неделю: 283 | Всего: 283


Комментарии (0)