ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
К вопросу о правовом статусе беженцев в Республике Беларусь
Крицкая М.В. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Fнализ законодательства позволяет сделать вывод, что в Республике Беларусь определение правового статуса беженца соответствует национальному законодательству страны.

Ключевые слова: правовой статус беженца


К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ БЕЖЕНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

М.В. Крицкая, студентка 4 курса.

ГрГУ имени Янки Купалы

Научный руководитель – Н.С. Габец,

Старший преподаватель,

магистр юридических наук  (ГрГУ  им. Я. Купалы)

 

 

 

Актуальность проблемы определения правового статуса беженцев в Республике Беларусь состоит в том, что на данный момент проблема беженцев является глобальной во всем мире.  Вооруженные конфликты в различных частях планеты, заставляют людей покидать свои дома и страны. Проблема массового притока вынужденных мигрантов является достаточно серьезной для Республики Беларусь и требует государственного регулирования.   

Для определения правового статуса беженцев в Республике Беларусь необходимым является то, что необходимо изначально дать понятие определению «беженец» исходя из национального законодательства Республики Беларусь. Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений [1].

Иными словами, беженцы – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свои правительства в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев [2].

Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.

Процедура предоставления статуса беженца в Республике Беларусь регулируется как Законом «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статус беженца, дополнительной и временной зашиты в Республике Беларусь», так и Правилами пребывания беженцев в Республике Беларусь, Положением об удостоверении беженца, Правилами временного размещения и содержания иностранцев на территории Республики Беларусь в случае их массового прибытия в Республику Беларусь по обстоятельствам, предусмотренным абзацем вторым статьи 2 Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статус беженца, дополнительной и временной зашиты в Республике Беларусь», Правилами прохождения обязательного медицинского освидетельствования иностранцами, ходатайствующими о признании беженцами в Республике Беларусь, Инструкцией о процедуре признания беженцем в Республике Беларусь, утраты и лишения статуса беженца и другими подзаконными актами [1].

В соответствии с частью первой статьи 18 Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Статус беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства оснований, по которым ему предоставлен статус беженца.

Согласно части первой статьи 21 вышеназванного Закона дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Статус беженца иностранец приобретает со дня принятия Департаментом по гражданству и миграции МВД решения о признании беженцем. Дети, родившиеся в семье беженца на территории Республики Беларусь, по заявлению родителей также признаются беженцами (п. 24 Правил).

Иностранец, признанный беженцем, имеет право на информацию о своих правах и обязанностях. Устанавливается национальный режим наравне с гражданами Республики Беларусь в отношении права на судебную защиту и право на дошкольное и среднее образование детей беженца. В отношении иных прав (право на специальное и высшее образование, медицинскую помощь и социальное обеспечение, трудоустройство, занятие предпринимательством, приобретение движимого и недвижимого имущества, право на участие в общественной деятельности) устанавливается такой же режим, как для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Кроме того, беженец имеет право на самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в стране иностранца при согласии всех совершеннолетних членов семьи и наличии жилищной квоты (не менее 6 м2 на человека); получение в органах внутренних дел удостоверения на выезд и въезд на территорию Республики Беларусь; обращение с ходатайством о приобретении гражданства после семи лет проживания в стране; получение денежной и иной помощи в размерах, установленных Советом Министров [1].

Права беженца могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 19 Закона) [1].

Наряду с правами беженец имеет обязанности, включающие соблюдение Конституции и иных законов, национальных традиций, необходимость регистрации в течение трех дней после получения удостоверения беженца, информирования органа внутренних дел о любых изменениях семейного положения, приобретения гражданства Республики Беларусь или иного государства, изменениях места проживания.

Он должен обязательно проходить ежегодную перерегистрацию и выполнять иные обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь [2].

Законодательством Республики Беларусь регулируются основания прекращения и лишения статуса беженца. Согласно статье 48 Закона, иностранец утрачивает статус беженца, если  приобрел гражданство Республики Беларусь; добровольно вновь воспользовался защитой государства гражданской принадлежности; лишившись прежнего гражданства, снова добровольно его приобрел; приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства новой гражданской принадлежности.

Иностранец утрачивает статус беженца, кроме случаев, указанных в части первой настоящей статьи, если: добровольно вновь обосновался в государстве, которое ранее покинул или вне пределов которого пребывал по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца; не может отказываться от пользования защитой государства гражданской принадлежности, так как оснований, по которым ему был предоставлен статус беженца, более не существует; является лицом без гражданства и может вернуться в государство прежнего обычного места жительства, так как оснований, по которым ему был предоставлен статус беженца, более не существует; добровольно отказался от статуса беженца.

Положения, определенные в абзацах третьем и четвертом части второй настоящей статьи, не применяются к иностранцам в случае, если они приводят доказательства наличия оснований, по которым им был предоставлен статус беженца, в обоснование своего отказа пользоваться защитой государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства. (ст. 48 Закона) [1].

Решения об утрате иностранцем статуса беженца либо о лишении его такого статуса принимается Департаментом по гражданству и миграции МВД при наличии вышеизложенных оснований, закрепленных в Законе, по представлению органов государственной безопасности или органов внутренних дел (пп. 38 и 39 Правил). Решение об утрате иностранцем статуса беженца может быть принято Департаментом по гражданству и миграции также по заявлению иностранца о добровольном отказе от статуса беженца (ст. 38 Правил). Законом предусматривается, что иностранцы, в отношении которых прекращено рассмотрение ходатайства либо принято решение об утрате или лишении статуса беженца, имеют право на получение в органах внутренних дел разрешения на временное проживание в Республике Беларусь в порядке, установленном Советом Министров [1].

Таким образом, анализ законодательства и иных нормативных актов Республики Беларусь по вопросам беженцев свидетельствуют о том, что оно в целом соответствует Конвенции 1951 г., заключениям и рекомендациям Исполнительного комитета УВКБ ООН, а также международным стандартам в области прав человека. По оценке УВКБ ООН, система предоставления статуса беженца на территории Республики Беларусь является одной из лучших в СНГ [3].

Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь в этой области нуждается в совершенствовании. По мнению Представительства УВКБ ООН в Республике Беларусь, определение третьей безопасной страны, данное в Законе, носит ограничительный характер: оно не включает государства, через территорию которых осуществлялся транзитный проезд лица, ищущего убежища (ст. 2) [1]. Кроме того, Республика Беларусь не заключала соглашений с другими странами о реадмиссии. Нуждается в более четкой регламентации процедура воссоединения семьи, идентификации личности; необходимо закрепление в законе статуса дополнительной защиты.

Подводя итоги работы, анализ законодательства позволяет сделать вывод, что в Республике Беларусь определение правового статуса соответствует национальному законодательству страны.

 

 

Литература

 

  1. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статус беженца, дополнительной и временной зашиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июн. 2008 г., N 354-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО ЮрСпектр. – Минск, 2016.
  2. Павлова,  Л.В.  Международно-правовой статус беженцев: учеб. пособие / Л.В. Павлова. – М.: Тесей, 2006.
  3. Богдан, Д.В. Предоставление статуса беженца, дополнительная и временная защита иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь /Д.В.Богдан // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 11: в 2-х т. Т. 1 / cост. С. В. Анцух; под общ.ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. –  С.27-28.

 

 


Библиографическая ссылка

Крицкая М.В. К вопросу о правовом статусе беженцев в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-224 (дата обращения: 25.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 325 | За неделю: 325 | Всего: 325


Комментарии (0)