ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Некоторые аспекты противодействия нелегальной миграции в странах Европейского Союза
Анискович К.А. 1, Ковальчук Ю.Н. 1

1. Белорусский государственный экономический университет, г. Минск

Резюме:

В настоящее время Европейский Союз продолжает искать пути решения проблем в сфере нелегальной миграции. 7 марта прошел первый Саммит ЕС, главным вопросом которого был миграционный кризис. На встрече в Брюсселе обсуждались предложения Турции принять и разместить у себя более тысячи нелегальных мигрантов, оказавшихся в Европе и не получивших статус беженца. Кроме того, как оговаривается в заявлении, принятом по итогам саммита, Европа выделит дополнительную финансовую помощь на прием мигрантов, а также ускорит выделение уже обещанных на эти цели трех миллиардов евро. Вместе с тем, проведение в жизнь указанных мер, в полном объеме не решит проблему нелегальной миграции в страны Европейского Союза. Полагаем, необходимо принять комплексную программу, одобренную всеми странами-участниками Европейского Союза, предусматривающую целый действенных ряд мер, по противодействую незаконной миграции в страны ЕС.

Ключевые слова: нелегальная миграция, Европейский Союз


 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

К.А. Анискович, Ю.Н. Ковальчук, студентки 4 курса факультета права

УО «БГЭУ»

Научный руководитель Н.О. Рамазанова,

М.ю.н., ассистент кафедры международного экономического права, факультет права БГЭУ

 

 

На протяжении последних нескольких лет проблема миграции стала устойчивым и привычным приоритетом в повестке дня мирового сообщества, требуя всё более пристального внимания и объединения усилий государств для поиска путей ее решения. Миграционные процессы в современном глобальном миропорядке принимают все более масштабный характер. За последние пятнадцать лет количество международных мигрантов с 173 миллионов (2000 год) возросло к 2016 году до 244 миллионов человек [3]. При этом пропасть между экономически развитыми странами Европы и находящимися в бедственном положении многочисленными регионами Африки и Азии все увеличивается, а современные средства передвижения и открытость некоторых границ внутри международных союзов (ЕС, СНГ) делают миграцию более доступной и более криминальной, приводящей к многочисленным человеческим жертвам [1]. Массовая миграция сопровождается не только гибелью граждан европейских государств, а также гибелью самих беженцев. Так, 22 марта 2016 года в средствах массовой информации появились сообщения о произошедшей серии терактов в столице Бельгии. В аэропорту Брюсселя произошло два взрыва, еще один в брюссельском метро – вблизи зданий Еврокомиссии и Совета ЕС. В результате террористической атаки погибло 34 человека и 340 были ранены. Кроме того, по официальной информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море за 2015 год составило более 3 000 человек.

В целом, миграционные потоки можно условно разделить на две разновидности: официальная миграция, которая контролируются властями (например, трудовая миграция, способствующая экономическому росту стран) и незаконная (неконтролируемая) миграция, создающая угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

На наш взгляд, к основным угрозам, имеющим место вследствие неконтролируемой массовой миграции, необходимо отнести: 

  1. Угроза суверенитету и территориальной целостности государств. Изменение этнического состава населения является необратимым последствием глобализации мировой экономики. В силу этого, как правило, происходит обострение межэтнических и межкультурных конфликтов.
  2. Угроза распространение терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков «живого товара», наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки «Исламское государство». В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений [2].

По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока.

  1. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Европейском Союзе. В условиях массовой миграции прослеживается тенденция столкновения различных интересов стран ЕС, в силу этого вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии некоторые страны предпринимают шаги по укреплению и милитаризации границ в целях недопущения беженцев на собственную территорию. Так, Австрия и Словакия ввели в сентябре 2015 года пограничный контроль на своих границах с Венгрией, что нарушает одну из «опор» Европейского Союза - открытость и прозрачность внутренних границ.
  2. Политическая нестабильность. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т.д.
  3. Рост экономической и социальной напряженности.

Однако какие бы усилия не прикладывались к защите границ ЕС от наплыва нелегальных мигрантов, очевидно, что решение проблемы лежит в другой плоскости, а именно в плоскости тех факторов, которые стимулируют подобные массовые миграционные потоки. Причины, способствующие лицам вынужденно покидать страну своего проживания, а также незаконному пересечению чужих границ, в теории принято называть «выталкивающими факторами». К ним относят военные и социальные конфликты, природные катастрофы, нищету, политическую нестабильность и другие. Наряду с «выталкивающими факторами» существуют так называемые «притягивающие факторы» стран, в которые стремятся потоки мигрантов. Очевидно, что в качестве основного «притягивающего фактора» выступает постоянный спрос на рабочую силу, также, разумеется, высокое качество жизни в странах ЕС.

В ЕС активно ведется работа по совершенствованию внутреннего законодательства Союза, заключению соглашений, регулирующих миграционные процессы, со странами «исхода» и со странами «транзита» мигрантов. В апреле 2014 г. главы европейских и африканских государств согласовали План из пяти пунктов, чтобы уменьшить количество погибших мигрантов. В декларации о мобильности и миграции участники встречи обязались противодействовать нелегальной̆ миграции, укрепляя всестороннее сотрудничество. План действий̆ до 2017 г. включает: противодействие торговле людьми (укрепление партнерства для предотвращения торговли и преследования тех, кто ее осуществляет); сотрудничество для предотвращения трагических последствий нелегальной̆ миграции и спасения жизней мигрантов (усовершенствование регулирования миграции и охраны границы, ремиссия); усиление связи между миграцией̆ и развитием; поощрение легальной миграции и мобильности; усиление международной защиты [4].

В настоящее время Европейский Союз продолжает искать пути решения проблем в сфере нелегальной миграции. 7 марта прошел первый Саммит ЕС, главным вопросом которого был миграционный кризис. На встрече в Брюсселе обсуждались предложения Турции принять и разместить у себя более тысячи нелегальных мигрантов, оказавшихся в Европе и не получивших статус беженца.  Кроме того, как оговаривается в заявлении, принятом по итогам саммита, Европа выделит дополнительную финансовую помощь на прием мигрантов, а также ускорит выделение уже обещанных на эти цели трех миллиардов евро. Вместе с тем, проведение в жизнь указанных мер, в полном объеме не решит проблему нелегальной миграции в страны Европейского Союза. Полагаем, необходимо принять комплексную программу, одобренную всеми странами-участниками Европейского Союза, предусматривающую целый действенных ряд мер, по противодействую незаконной миграции в страны ЕС.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сурма, И.В. Законодательные меры противодействия и миграционная составляющая новой «мягкой угрозы» Европейскому Союзу / И.В. Сурма // Право и политика. – 2015. – № 10 (190). – С. 1391–1399.
  2. Маринин, А. Неконтролируемая массовая миграция – угроза европейской безопасности / А. Маринин // Зарубежное военное обозрение. – 2015. – № 10. – С. 3–13.
  3. International Migration Report 2015 // International Organization for Migration [Electronic resource]. – 2016. – Mode of access: http://publications.iom.int/system/files/wmr2015_en.pdf. – Date of access: 02.04.2016.
  4. Action Plan 2014–2017: Priorities for future cooperation in the area of Migration and Mobility in the framework of the Africa-EU Strategic Partnership // The Africa-EU partnership [Electronic resource]. – 2016. – Mode of access: http://www.africa-eu-partnership.org/sites/default/files/documents/action_plan_mmd.pdf. – Date of access: 02.04.2016.

Библиографическая ссылка

Анискович К.А., Ковальчук Ю.Н. Некоторые аспекты противодействия нелегальной миграции в странах Европейского Союза // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-223 (дата обращения: 29.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 365 | За неделю: 365 | Всего: 365


Комментарии (0)