ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Понятие трудящегося-иммигранта, проблемы трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов в Республике Беларусь
Позняк Е.Н. 1

1. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Резюме:

Автор приходит к выводу дополнение определения «трудящейся-иммигрант» формулировкой «осуществляемый, деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора» на законодательном уровне закрепит в задачах органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области внешней трудовой миграции, дополнительную функцию контроля и учета деятельности, осуществляемой иностранными гражданами на основании гражданско-правовых договоров, что позволит отслеживать ситуацию на рынке труда, и в необходимых случаях применять квоту на привлечение в Республику Беларусь трудящихся-иммигрантов.

Ключевые слова: трудящийся-мигрант, трудовой договор с трудящимся мигрантом


 

ПОНЯТИЕ ТРУДЯЩЕГОСЯ-ИММИГРАНТА, ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ-ИММИГРАНТОВ В РУСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Е.Н. Позняк, студентка 3 курса,

ВГУ имен П.М. Машерова

Научный руководитель: О.П. Михайловна,

старший преподаватель, ВГУ имен П.М. Машерова

В процессе глобализации современного общества становится неизбежно такое социально-экономическое явление, как миграция. На сегодняшний день миграция является одним из важных факторов поддержания демографического равновесия в Республике Беларусь. Согласно статистическим данным население с 2011 года выросло с 9 465,2 тыс. до 9 498,7 тыс. человек к 2016 году. Однако рынок труда Республики Беларусь претерпевает неблагоприятные демографические тенденции в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте с 60,7% в 2011 году до 58,5% к 2016 году [7].

При снижении количества вакансий в 2014 году спрос на рабочую силу остается высоким. Рынок труда в 2014 году был ориентирован на рабочие профессии, которые составляли около 70 % от общего числа вакансий. Спрос на работников, в основном, формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность (21,2% от общего числа вакансий), строительство (20,3%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (14,2%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (9,7%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (8,6%), транспорт и связь (5%) [4, с. 16]. Таким образом, для Республики Беларусь возрастает роль трудовой миграции. Для снижения демографической нагрузки и развития экономики, имеющиеся вакансии могут быть заняты трудящимися-мигрантами.

Одним из основополагающих понятий в вопросе трудовой миграции является понятие «трудящийся-мигрант», так как оно определяет статус субъекта трудовой миграции.

Ученые предлагают различные формулировки данного понятия. Например, С.Д.  Степаков излагает определение понятия «трудящийся-мигрант» так: «лицо, которое осуществляет трудовую деятельность в государстве или регионе, гражданином или жителем которого он(а) не является». А.Н. Куц рассматривает трудящегося-мигранта как «физическое лицо, которое своим добровольным трудом в чужой стране осуществляет трудовую деятельность», а также как «физическое лицо, которое прибывает в страну трудоустройства по трудовому контракту и имеет разрешение на выполнение трудовой деятельности и при этом преследует одну цель - получение вознаграждения за выполненный труд». И.В.  Ивахнюк определяет трудового мигранта как «лицо, которое с целью найма на работу к иностранному физическому или юридическому лицу на законном основании переезжает на определенный срок в страну, гражданином которой оно не является» [5].

На международном уровне понятие трудящегося мигранта закрепляется в статье 11 Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 97 от 1949 года, как лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве работника-мигранта [1].

На национальном уровне данное определение содержится в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»). Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь [3].

Таким образом, согласно Закону Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» трудящийся-иммигрант осуществляет трудовую деятельность только на основании трудового договора.

Тем не менее, следует обратить внимание на ратифицированный Республикой Беларусь Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о Евразийском экономическом союзе). Договор о Евразийском экономическом союзе под трудовой деятельностью понимает не только деятельность на основании трудового договора, но и деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемую на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства [2].

В связи с этим трудящийся государства-члена Договора о Евразийском экономическом союзе может осуществлять как трудовую деятельность по трудовому договору, так и деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора в Республике Беларусь, так как согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь [3].

Несмотря на то, что Договор о Евразийском экономическом союзе предоставляет возможность осуществлять деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора в Республике Беларусь, национальное законодательство не закрепляет регулирование данных отношений с трудящимися мигрантами. Н. Черноруцкая в монографии «Труд иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь» высказывает мнение, что на практике наниматели будут стремиться заключать с мигрантами гражданско-правовые договоры в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ Президента Республики Беларусь № 314), в связи с тем, что в данном Указе нет оговорки, что он не распространяется на иностранных граждан, при этом можно обойти формальности, которые сопутствуют заключению трудового договора с иностранным гражданином [6, с. 83].

Исходя из выше изложенного, на наш взгляд, возникает необходимость закрепления в Законе Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» формулировки осуществляемой деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора.

Во-первых, это обусловлено тем, что, заключаемые с иностранными гражданами гражданско-правовые договоры зачастую подменяют трудовые отношения. Тем самым нарушается принцип внешней трудовой миграции такой, как недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь. Таким образом, на иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании гражданско-правового договора, не распространяются нормы Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

Гражданско-правовые отношения, подменяющие трудовые, заключаемые с иностранными гражданами, не подлежат учету и квотированию, таким образом, становится невозможным отслеживать ситуацию на рынке труда, что приводит к нехватке кадров в одних секторах экономики и переизбыток в других. Также заключение гражданско-правового договора с иностранным гражданином освобождает нанимателя от необходимости соблюдения нормы статьи 23 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», в которой закрепляется, что трудящимся-иммигрантам разрешается осуществление трудовой деятельности в Республике Беларусь, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Не соблюдение данной нормы нарушает права на труд граждан Республики Беларусь.

Во-вторых, значительная часть трудящихся-иммигрантов являются гражданами государств, с которыми Республика Беларусь не заключала международных договоров в области трудоустройства трудящихся-иммигрантов, предусматривающих деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, например, трудящиеся-иммигранты из Украины и Китая. Следовательно, трудовые отношения с ними будут регулироваться национальным законодательством Республики Беларусь [3].

Статистика показывает, что с 2011 по 2014 год число трудящихся-иммигрантов из Украины выросло втрое с 3,4 тыс. до 17,7 тыс. человек. Численность трудящихся-иммигрантов из Китая составила 0,7 тыс. в 2011 году и 4,7 тыс. человек в 2014 году. К 2016 году ведущее место занимают граждане Украины (14,0 тыс. человек), затем - граждане Китая (7,2 тыс. человек), Российской Федерации (2,2 тыс. человек), Узбекистана (1,7 тыс. человек), Турции (0,6 тыс. человек) [8].

В связи с изложенным считаем, что необходимо сформулировать в Законе Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» понятие «трудящийся-иммигрант» следующим образом: трудящийся-иммигрант – это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора в Республике Беларусь.

Кроме того, в Указе Президента Республики Беларусь № 314 пункты, оговаривающие обязанности заказчика и подрядчика по гражданско-правовым договорам, дополнить положениями, содержащимся в статье 36 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», которые не противоречат гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, дополнение определения «трудящейся-иммигрант» формулировкой  «осуществляемый, деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора» на законодательном уровне закрепит в задачах органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области внешней трудовой миграции, дополнительную функцию контроля и учета деятельности, осуществляемой иностранными гражданами на основании гражданско-правовых договоров, что позволит отслеживать ситуацию на рынке труда, и в необходимых случаях  применять квоту на привлечение в Республику Беларусь трудящихся-иммигрантов.

Также, обременяя гражданско-правовой договор, заключаемый с иностранным гражданином дополнительными обязанностями, законодатель позволит уравновесить процедуру заключения как трудового, так и гражданско-правового договора, что уменьшит для нанимателей привлекательность заключения с иммигрантами гражданско-правовых договоров, подменяющих трудовые. Таким образом, государство сможет защитить национальные интересы Республики Беларусь в экономическом секторе, а также и право на труд граждан Республики Беларусь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах // Conventions [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=93 – Дата доступа: 01.03.2016.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск. 2016.

3. О внешней трудовой миграции: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск. 2016.

4. Белорусское телеграфное агентство. Утверждена государственная программа содействия занятости населения Беларуси на 2015 год // Главный экономист. – 2015. - № 3. – С. 16-19.

5. Телятицкая, Т.В., Русак, В.А. О некоторых особенностях правового статуса трудящихся-мигрантов в Республике Беларусь // Белорусский государственный экономический университет [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/7600/1/Telyatickaya%20T.V.%2c%20Rusak%20V.A.%20Trudy_2014%20S.562pdf.pdf – Дата доступа: 01.03.2016.

6. Черноруцкая, Н. Труд иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь / Н. Черноруцкая // Юрист. – 2011. - № 2 (117). – С. 81-85.

7. Численность и естественный прирост населения // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/chislennost-i-estestvennyi-prirost-naseleniya/ – Дата доступа: 01.03.2016.

8. Учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов за 2011-2015 год // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=263863 - Дата доступа: 01.03.2016.

 


Библиографическая ссылка

Позняк Е.Н. Понятие трудящегося-иммигранта, проблемы трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-217 (дата обращения: 26.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 322 | За неделю: 322 | Всего: 322


Комментарии (0)