ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Экологический аудит в Республике Беларусь
Дубатов Е.Н. 1

1. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Резюме:

Экологический аудит, являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего, реального сектора экономики, позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности Республики Беларусь.

Ключевые слова: экологический аудит, экологическая безопасность


 

Экологический аудит в Республике Беларусь

Е.Н.Дубатов, студент 2 курса,

ВГУ имени П.М.Машерова

Научный руководитель Н.А.Маркина,

ст. преподаватель, ВГУ имени П.М.Машерова

В современных странах с каждым годом, растет количество предприятий, которые своей деятельностью негативно влияют на окружающую среду, Республика Беларусь не исключение. Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь [1].

С точки зрения классификационных признаков в современной практике проведения аудита в Республике Беларусь можно выделить несколько его видов. В зависимости от субъекта выделяют: внутренний и внешний аудит, в зависимости от объекта: общий, банковский и страховой, в зависимости от порядка назначения: обязательный и инициативный, в зависимости от организационного признака: первоначальный и согласованный, в зависимости от направляемой проверки: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, специальный и аудит на соответствие требованиям [6].

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» закреплено понятие экологического аудита - это независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в т. ч. нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду [1].Стоит отметить, что объектом экологического аудита, в отличии от других видов аудита не является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Экологический аудит не включает в себя проведение экологической экспертизы проектной документации. А проводится он в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах [5].

Так же под экологическим аудитом подразумевается: стопроцентно независимая, полная, развернуто документированная проверка с целью оценки степени соблюдения в процессе работы предприятия всех нормативов и законов, имеющих отношение к экологической безопасности.

В части 1 статьи 97 закона «Об охране окружающей среды» указываются цели экологического аудита, такие как обеспечение экологической безопасности, определение путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь [1].

В Постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 19 «О некоторых вопросах проведения экологического аудита» приводится перечень целей экологического аудита, к ним относятся: 1) обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) повышение качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность; 3) оценка хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объектов и причиненного вреда окружающей среде; 4) определение возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды [3]. Если сравнивать цели, которые указаны в постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды с целями которые указаны в законе «Об охране окружающей среды», то видим, что цели схожи, но в постановлении раскрыты более подробно.

Вернемся к субъектам, которые могут осуществлять аудиторскую деятельность в сфере экологического права. Как было указано выше, это может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Следует отметить, что для занятия аудиторской деятельностью необходимо получить разрешение, то есть лицензию.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей [1]. Отсюда следует, что экологический аудит не имеет императивный характер, то есть это выбор предприятия проводить аудит или нет. Экологический аудит проводится негосударственными организациями и это обеспечивает соблюдения такого пункта как независимость. Это значит, что провести независимую оценку в интересах аудитора, ведь если он не укажет на нарушения, и их выявит государственная проверка, то от этого пострадает как само предприятие, так и репутация аудитора. Однако законодательством предусмотрены случаи, когда проведение экологического аудита обязательно, а именно при приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь [1].

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с проведением экологического аудита, должна предусматривать оказание обширного спектра разнообразных дополнительных аудиторских услуг, в частности, консультационных, к которым относятся: обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; разработка рекомендаций по снижению риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и остроты существующих чрезвычайных ситуаций; услуги, связанные с повышением эффективности регулирования воздействия на окружающую среду, минимизацией воздействия, рациональным использованием природных ресурсов; услуги, связанные с развитием системы производственного экологического мониторинга и управления; - разработка рекомендаций по развитию отношений с органами государственного экологического контроля; разработка рекомендаций и предложений по экологическому образованию персонала; консультирование в вопросах природоохранного законодательства, информационное обслуживание и другие услуги. Экологический аудит, являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности предприятий, прежде всего, реального сектора экономики, позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности как составляющей национальной безопасности Республики Беларусь.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, от 26 ноября 1992г. № 1982- XII с изм. от 30.12.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. / ООО «ЮрСпектр». Нац. центр правовой информ. Респ. Беларсуь. - Минск, 2016.
  2. О некоторых вопросах проведения экологического аудита: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 19 в ред. от 26.02.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2016.
  3. Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. - Минск, 2000.
  4. Аудит. Краткая справка. Что такое аудит? // Аудит и финансовый консалтинг [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://auditfc.ru/php/content.php-id=1416.htm . - Дата доступа: 04.04.2016.
  5. Экологический аудит // Республиканское унитарное предприятие «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест» [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.ecoinv.by/activity/ecoaudit.html . - Дата доступа: 04.04.2016.
  6. Сущность, содержание и классификация аудита  // БарГу сайт студентов университета [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://bargu.by/2583-suschnost-soderzhanie-i-klassifikaciya-audita.html . - Дата доступа: 06.04.2016.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Дубатов Е.Н. Экологический аудит в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-215 (дата обращения: 20.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 384 | За неделю: 384 | Всего: 384


Комментарии (0)