ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Правовое регулирование заключения браков с иностранцами
Шляжко Д. А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Именно в международных договорах Республики Беларусь содержится отход от закрепленного в КоБС принципа применения при заключении брака с иностранцами только белорусского законодательства, то есть в нем и международных договорах закреплены различные по своей природе коллизионные нормы. Однако если в определенных случаях условия заключения брака могут определяться по законодательству иностранного государства, то порядок заключения брака (форма брака) определяется в соответствии с КоБС и международными договорами Республики Беларусь только по белорусскому законодательству. На наш взгляд, следует активизировать работу по разработке и заключению двусторонних договоров по оказанию правовой помощи, содержащих нормы о заключении брака, а также более детально урегулировать отношения, касающиеся заключения брака с иностранцами в Республике Беларусь, используя опыт правового регулирования этого института в зарубежных странах.

Ключевые слова: заключение брака с иностранцами


 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ  БРАКОВ С  ИНОСТРАНЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Д. А. Шляжко, студентка 4 курса

Гродненский государственный  университет  им. Янки Купалы

научный руководитель: М. И. Игнатик, 

к. ю. н., заведующий кафедрой международного права  Гродненский государственный  университет  им. Янки Купалы

 

 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь мужчина и женщина пользуются равными правами в отношении вступления в брак – по совместному заявлению обоих супругов брак может быть заключен органом, регистрирующим акты гражданского состояния (ст. 15 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 года (далее – КоБС) [1]). Заявление о вступлении в брак подается в органы ЗАГСа по месту жительства одного из будущих супругов или их родителей. Желающие вступить в брак подают заявление о регистрации заключения брака по общему правилу в указанные органы лично, также вступающие в брак должны принадлежать к лицам разного пола (данное требование вытекает из определения брака, закрепленного в ст. 12 КоБС: «Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности»); достигнуть установленного брачного возраста – 18 лет (ст. 18 КоБС). В тоже время семейное законодательство предоставляет право государственным органам, регистрирующим акты гражданского состояния, снижать лицам, желающим вступать в брак до достижения 18 -летия, брачный возраст, в случаях обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним  полной дееспособности, но не более чем на три года. Необходимо наличие взаимного согласия будущих супругов, выражение которого должно происходить добровольно, без каких-либо принуждений со стороны других лиц. Должны отсутствовать препятствия к заключению брака, предусмотренные ст. 19 КоБС.

В соответствии с требованиями главы 6 КоБС разрешаются все вопросы, связанные с заключением брака между гражданами Республики Беларусь и иностранцами: порядок заключения брака, основания заключения брака и т.д. Согласно ч. 2 ст. 229 КоБС   заключение брака между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами или лицами без гражданства производится только по белорусскому законодательству. Это означает, что при заключении таких браков должны соблюдаться условия, форма и порядок, установленные КоБС. Например, соблюдение требования о достижении указанного в законе брачного возраста, даже если законом иностранного государства для граждан, желающих заключить брак, определен более низкий возрастной предел. Данная коллизионная привязка не соответствует мировой тенденции, так как для определения материальных условий вступления в брак в большинстве государств к иностранному гражданину применяется иностранный закон. На наш взгляд, целесообразно закрепить такой подход к правовому регулированию этого вопроса в законодательстве Республики Беларусь.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» заключение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Вместе с тем лицо, заключившее брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство нашего государства при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом «О гражданстве».

В  современном мире каждое государство самостоятельно устанавливает порядок и условия заключения брака с иностранцами. При этом требования, предъявляемые к заключению брака, в разных странах могут существенно отличаться. В связи с этим только использование  государствами единых коллизионных норм, определяющих, право какого государства должно быть применено при регистрации браков с иностранцами на их территории, позволяет предотвратить возникновение так называемых «хромающих браков», признаваемых в одном государстве, но не имеющих юридической силы в другом государстве, содержащем иные коллизионные привязки. Например, иностранный закон, допускающий полигамию, противоречит белорусскому законодательству, признающему принцип единобрачия. Поэтому на территории Республики Беларусь нельзя заключить брак, не расторгнув при этом предыдущий. Кроме этого, если белорусский гражданин вступит в такой брак за границей, он не будет признан в нашем государстве (кроме случая, если белорусская гражданка будет первой женой). Таким образом,  можно говорить о том, что в нашем государстве не допускается применение норм иностранного права или признания основанных на этих нормах актов гражданского состояния, если это противоречит законодательству Республики Беларусь. Однако ч. 2 ст. 237 КоБС закрепляет приоритет международных договоров Республики Беларусь над нормами законодательства о браке и семье Республики Беларусь. Следовательно, возможность применения иностранного права (коллизионная норма, отсылающая к нему правоприменительные органы) может быть закреплена в международном договоре Республики Беларусь, положения которого и должны применяться в Республике Беларусь.

В теории международного частного права коллизионные нормы разделяют на односторонние и двусторонние. Односторонние коллизионные нормы указывают, как правило, на применение отечественного права, а двусторонние лишь формулируют общий принцип, используя который правоприменительный орган выбирает применимое право. КоБС содержит одностороннюю коллизионную норму – при заключении брака применению подлежит только законодательство Республики Беларусь. В то же время нормы о заключении брака, которые содержаться в региональных многосторонних и двусторонних соглашениях Республики Беларусь с другими государствами о правовой помощи, закрепляют следующие привязки многосторонних коллизионных норм для определения материальных условий заключения брака:

  1. Применение личного закона лиц (закон гражданства или закон места жительства (домицилий)) (закон гражданства – Договор о правовой помощи с Республикой Польша 1994 г. (п. 1 ст. 26)).
  2. Применение закона места заключения брака (Договор о правовой помощи с Финляндской Республикой 1978 г. (при этом один из вступающих в брак должен быть гражданином государства, на территории которого заключается брак, или иметь на его территории место жительства (п. 2 ст. 22); Договор о правовой помощи с Литовской Республикой 1992 г. (договор содержит коллизионную норму, согласно которой заключение брака осуществляется по законам договаривающейся стороны, на территории которой заключается брак (ст. 27), а, следовательно, и условия вступления в брак и форма заключения брака определяются по месту его заключения).
  3. Использование смешанного регулирования (применение личного закона при определении материально-правовых условий заключения брака и закона места заключения брака, в отношении соблюдения препятствий к заключению брака) (Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г. (ст. 26); Конвенция СНГ о правовой помощи 2002 г. (ст. 29); договоры о правовой помощи с Чешской Республикой 1982 г. (п. 1 ст.24), с Республикой Куба 1984 г. (п. 1 ст. 21), с Латвийской Республикой 1994 г. (ст. 25), с Социалистической Республикой Вьетнам 2000 г. (п.1 ст. 26).

Форма заключения брака в международных договорах Республики Беларусь определяется по:

  1. Закону места заключения брака (Договор об оказании правовой помощи с Венгерской Народной Республикой 1958 г. (ст. 25/ А);  Договор о правовой защите с Финляндской Республикой 1978 г. (п. 2 ст. 22); договоры о правовой помощи с Чешской Республикой 1982 г. (п. 2 ст.24); с Республикой Куба 1984 г. (п. 2 ст. 21), с Литовской Республикой 1992 г. (данный договор также содержит норму, согласно которой для признания брака, заключенного гражданами одного государства на территории другого, законным достаточно выполнения формы, предусмотренной  законодательством договаривающейся стороны, гражданами которой являются лица, заключающие брак (ст. 27). Однако данное правило не означает отсылки к законодательству страны гражданства лиц, желающих заключить брак, для определения формы брака); договоры о правовой помощи с Республикой Польша 1994 г. (п. 2 ст. 26); и Социалистической Республикой Вьетнам 2000 г. (п. 2 ст.  26).
  2. Закону страны дипломатических представительств или консульских учреждений, в которых заключается брак граждан представляемого государства (договоры о правовой помощи с Республикой Польша 1994 г. (п. 3 ст. 26), Социалистической Республикой Вьетнам 2000 г. (п. 3 ст.  26).

Таким образом, именно в международных договорах Республики Беларусь содержится отход от закрепленного в КоБС принципа применения при заключении брака с иностранцами только белорусского законодательства, то есть в нем и международных договорах закреплены различные по своей природе коллизионные нормы. Однако если в определенных случаях условия заключения брака могут определяться по законодательству иностранного государства, то порядок заключения брака (форма брака) определяется в соответствии с КоБС и международными договорами Республики Беларусь только по белорусскому законодательству. На наш взгляд, следует активизировать работу по разработке и заключению двусторонних договоров по оказанию правовой помощи, содержащих нормы о заключении брака, а также более детально урегулировать отношения, касающиеся заключения брака с иностранцами в Республике Беларусь, используя опыт правового регулирования этого института в зарубежных странах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 278 – З: принят палатой Представителей 3 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред Закона Респ. Беларусь от 07. 01. 2012 г. / / КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., №136-З  в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.06.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2009.

Библиографическая ссылка

Шляжко Д. А. Правовое регулирование заключения браков с иностранцами // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-213 (дата обращения: 25.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 299 | За неделю: 299 | Всего: 299


Комментарии (0)