ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Политические режимы и их характеристика
Бовкунович А.Г. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

В статье раскрывается значимость политических режимов в правовой среде в целом, а так же на всем пути их развития. Показана сущность политических режимов, раскрыты их особенности и структура. В общем объеме описана совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни в том или ином политическом режиме.

Ключевые слова: политическая власть, политический режим


 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А.Г. Бовкунович, студент 1 курса

ГрГУ им. Янки Купалы

Научный руководитель: А.Л. Белоусов

к.ю.н, доцент, ГрГУ им. Янки Купалы

 

 

В статье раскрывается значимость политических режимов в правовой среде в целом, а так же на всем пути их развития. Показана сущность политических режимов, раскрыты их особенности и структура.  В общем объеме описана совокупность методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни в том или ином политическом режиме.

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. В мире существует множество политических режимов. Именно политические режимы определяют путь развития того или иного государства, непосредственно, на всем историческом пути его развития. «Устанавливая» конкретный правовой режим, государство предопределяет свое дальнейшее развитие, как в обществе, так и в других сферах жизнедеятельности страны на десятки лет вперед. Политический режим закладывает юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами и обществом.  

В социально-политической литературе чаще всего выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Основными критериями классификации политических режимов являются способы осуществления народом своего суверенитета, принципы образования и функционирования государственных органов, взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Существенное влияние на тип режима оказывают взаимоотношения партий с другими элементами политической системы. [2, c. 128].

Тоталитаризм является одной из разновидностей  политических режимов, при которой государственная власть имеет полный контроль над всеми сферами жизнедеятельности человека и общества. Основным условием возникновения тоталитарного режима является вступление общества в индустриальную стадию, в которой усиливается контроль над сознанием и подсознанием  личности и общества в целом, благодаря воздействию на них средств массовой информации. Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременное усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Используются различные подходы к осуществлению контроля общества и перестроения его идеологии. Свое проявление тоталитаризм находит и в искусстве.

С момента возникновения тоталитарное государство начинает воссоздавать свою художественную культуру по собственному образу и подобию, то есть по принципу мега-машины, все части которой приведены в строгое соответствие с ее функцией. Перед ней ставится универсальная цель, в нее закладывается жесткая программа, а все мешающее ее работе безжалостно отсекается. Фундамент тоталитарного искусства закладывается там и тогда, где и когда партийное государство: 1) объявляет искусство (как и область культуры в целом) орудием своей идеологии и средством борьбы за власть; 2) монополизирует все формы и средства художественной жизни страны; 3) создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством; 4) из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям (и всегда наиболее консервативную), и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной; 5) наконец, начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству, социальному или художественному прогрессу и т. д. [3, с. 10-11].

В политический лексикон понятие тоталитаризм впервые было введено Б. Муссолини в 1925 году, для характеристики своего политического движения. В 30-е годы XXI века одним из первых ученых, кто использовал понятие "тоталитаризм", стал немецкий философ и политолог К. Шмитт. Данное понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов, стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Свою концептуальную разработку это явление получило в классических работах Ф. Хайека "Дорога к рабству" (1944), X. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956).[2, c. 129].

Обязательными признаками тоталитаризма являются:  1) монополия одной партии на власть, не ограниченная, по сути, никаким законом и даже уставом самой партии;  2) сращивание партийного и государственного аппаратов, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;  3) абсолютная концентрация власти в руках небольшой группы лиц, опирающихся на властвующую партию;  4) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод; 5) система террора и насилия как средства осуществления власти, выход карательных органов из подчинения закону и обществу;  6) монопольный контроль партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, сверх централизованное плановое. [2, c.129-130].

Как свидетельствует практика, тоталитарные режимы чаще всего возникают в условиях глубокого кризиса, характерного для всех сфер жизнедеятельности общества, нарастающей политической и экономической нестабильности в обществе, иногда — для решения жизненно важной для государства стратегической задачи. Именно в такой обстановке формируются важнейшие разновидности тоталитаризма: фашизм, национал-социализм, коммунистический тоталитаризм. Коммунизм советского типа — исторически первая и классическая модель тоталитаризма,  наиболее полно выражающая сущностные черты этого строя. Итальянский фашизм, установленный в  1922 году, — вторая разновидность тоталитаризма. Однако черты тоталитарного режима выразились в нем не в полной мере, так как он стремился не столько к радикальному преобразованию общества, сколько к возрождению могущества Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Границы итальянского фашизма в значительной степени регулировались влиятельными государственными кругами: короля, аристократии, офицерского корпуса, церкви. Национал-социализм — третья разновидность тоталитаризма. Возникший в Германии в 1933 году, он имеет родство с фашизмом, а также тяготеет к советскому коммунизму, заимствуя у него революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарного государства, партии. [2, с. 131].

Важнейшими отличиями основных разновидностей тоталитаризма являются цели,  которые они преследуют:  получение полной власти над всеми сферами жизнедеятельности общества, возрождение и господство арийской власти или же возрождение Римской империи, коммунизм и другое.

Одним из политических режимов является авторитаризм. Авторитаризм — это социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Авторитаризм характерен тем, что, при нем в обществе отслеживается строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей диктатору или группе лиц, который находятся у аппарата власти и имеют полное господство над обществом. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия: армии, полиции, тюрем и концентрационных лагерей. В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных устов оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильными.

По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп, хотя они и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Характерные черты авторитарного режима: 1) сосредоточение власти в руках одного человека, то есть  носителем власти может выступать один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная: хунта, регентский совет, олигархическая группа и др.); 2) неограниченность власти, ее не подконтрольность гражданам; 3) опора на силу, террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции;  4) монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции; 5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство вовне политические сферы и, прежде всего, в экономику.[2, с.131].

Авторитарные политические режимы очень разнообразны. В социально-политической литературе, как правило выделяют четыре основных вида авторитарных режимов: тирания, традиционнее абсолютистские диктатуры, военные режимы и однопартийные режимы. Диктатуры XXI в. уже не могут обходиться без законодательных кодексов, хотя диктаторы почти всегда действуют в обход установленных ими же законов и негласно нарушают их. Бывает, что особыми актами,  демократические законы вообще превращаются в пустые декларации. Очень часто диктаторы, опираясь на чрезвычайное законодательство и следуя букве конституций в сфере формальных правил, нарушают её в части гарантий личных прав и свобод граждан. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны.  

Одним из распространенных политических режимов является демократический режим. Большинство современных стран, имеющих свою Конституцию, независимость и территориальную целостность, являются демократическими государствами. Одним из таких государств является и Республика Беларусь. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. [4, ст.1 Конституции Республики Беларусь].

Слово “демократия” (буквально – власть народа) происходит от древнегреческого словосочетания, которым обозначали одну из форм власти, при которой решающая роль в принятии решений и управлении принадлежала народному собранию и голосованию.   

Характерными признаками демократического режима являются следующие: конституционное провозглашение  и осуществление социально-экономических и политических прав граждан и их организация, наличия ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа конституционности и разделения властей, существование институтов представительной и непосредственной демократии, наличие демократического законодательства и другое.[1, с. 325].

Демократические государства базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т. д. Следует особо подчеркнуть значение прав человека в демократической организации политической жизни. Без наличия гарантированных прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс. Естественно, что механизм осуществления демократии не является раз и на всегда данным. Он развивается вместе с эволюцией самой демократии как формы организации политической жизни. При этом реальная демократия в полном смысле этого слова всегда остается не более чем идеалом. [2, с. 133].

Демократию отличает проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей - ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная - не является главной, нет и подчинения властей. Власти, с одной стороны, автономны и независимы, с другой стороны, тесно взаимосвязаны (системы сдержек и противовесов). Как правило, присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти как власти примирительной, объективной, устраняющей и разрешающей общественные противоречия. В обществе функционирует многопартийная система. При этом партии выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов власти, главная область деятельности политических партий - участие в выборах.[5, с. 47].  

Исходя из сказанного выше, следует подчеркнуть, что одним из лучших политических режимов, каковы имеют место быть, является демократический режим, поскольку только он дает гарантии защиты прав и свобод человека. В истории цивилизации, в истории каждой страны и каждого народа черты тоталитаризма, авторитаризма и демократии часто переплетаются, зачастую режимы в чистом виде встречаются редко. Смысл научного подхода состоит не в том, чтобы заклеймить одни режимы как тоталитарные или авторитарный, а другие вознести как демократические. Научный подход состоит в выявлении характерных черт этих режимов с тем, чтобы, опираясь на эти черты, объяснить и предугадать процессы общественного развития.  Для правоведения такой подход состоит в том, чтобы выявить роль и место политических режимов во всей правовой системе государств. В настоящее время авторитарные и тоталитарные режимы не редкость и встречаются во многих странах.

 

 

Литература

  1. Теория государства и права: учебник / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Издательство "Зерцало" - 2004.  — 640 c.
  2. Бобосов, Е.М. Политология  // Е.М. Бобосов, Е.П. Сапелкин. —  2002.
  3. Голомшток, И.Н.  Тоталитарное искусство /  И.Н. Голомшток. — Минск: Галарт. - 1994. — 296 с.

4.Конституция Республики Беларусь 1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 года). – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. – 48 с.

5.          Лившиц Р. 3. Теория права:  учебник / М.: Издательство  БЕК. — 1994. – 224 с.

 

 


Библиографическая ссылка

Бовкунович А.Г. Политические режимы и их характеристика // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-206 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1098 | За неделю: 1098 | Всего: 1098


Комментарии (0)