ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Значение семейного воспитания в системе мер профилактики девиантного поведения подростков.
Береснева А. В. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Главная задача воспитания – это максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. От того, как эти проблемы разрешаются в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем, нравственный климат в обществе. Автор сознательно делат акцент именно на воспитании, так как раннее предупреждение изъянов в формировании личности ребенка должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоохранительными органами.

Ключевые слова: семейное воспитание, профилактика девиантного поведения


 

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

А. В. Береснева, студентка 4курса.

ГрГУ им. Янки Купалы, г. Гродно

Научный руководитель: И. А. Моисеева,

к.ю.н, доцент, ГрГу им. Янки Купалы

Традиционно семья является главным институтом воспитания: в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно здесь берет начало траектория жизненного пути человека.

Важнейшим среди родительских прав является право родителей на воспитание своих детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Право родителей на воспитание своего ребенка заключается в возможности воспитывать его лично, применяя все доступные способы и методы семейного воспитания.

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч.3 ст.32 Конституции Республики Беларусь[3]. Обязанность родителей заботиться о ребенке предполагает удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Кроме того, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Понятие воспитания дано в двух нормативно-правовых актах – в п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»[2], под которым понимается целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности ребенка, и в ст.75 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС Республики Беларусь), под которым следует понимать заботу о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе[1].

Каким образом осуществляется эта забота, какие методы и приемы используют родители при воспитании своих детей, решают сами родители. Однако они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей и противовес действующему законодательству.

Пункт 1 ст.34 и пункт 1 ст. 35 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» предусматривают права и обязанности законных представителей по обеспечению условий для получения образования и развития обучающихся, а также защиту их прав и законных интересов. Аналогичное указание на обязанности родителей по воспитанию детей содержатся в ст. 68 КоБС Республики Беларусь, где указано, что родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов[1].

Из года в год растет алкоголизация и наркотизация населения Беларуси, а, следовательно, увеличивается рост преступности, заболеваемости, травматизма, инвалидности, распада семей, сокращения средней продолжительности жизни. Одной из причин вышеуказанных проблем является ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка). В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от родителей.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция получила название «гипоопеки», или «гипопротекции». В результате отсутствия внимания со стороны родителей, ребенок переживает дефицит защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает одиночество и беспомощность в преодолении трудностей.

Родителям всегда трудно найти «золотую середину» в вопросах воспитания собственных детей: сохранить хрупкое равновесие между тем, чтобы быть излишне заботливым, и тем, чтобы чересчур рано требовать от ребенка самостоятельности.

Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько видов ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей родителей по воспитанию детей: административную, уголовную, гражданско-правовую и ответственность, предусмотренную КоБС Республики Беларусь. Однако, мы с сожалением вынуждены констатировать, что проблема подростковой преступности, несмотря на предпринятые законодательством меры, в настоящее время остается одной из наиболее острых в Республике Беларусь.

Хотелось бы отметить, что воспитание детей – это неукоснительный, большой труд и долг. Самым первым и главным «социальным институтом» для ребенка является семья. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Школа, будучи специально предназначенной для выполнения функций обучения и воспитания подрастающего поколения, реализует их неполно либо не оказывает необходимого влияния, не компенсирует недостатки семейного воспитания и не противодействует негативным воздействиям ближайшей криминогенной микросреды, в которой находится подросток. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы[4, с.172].

Соответственно, нам видится главная задача воспитания – это максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. От того, как эти проблемы разрешаются в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем, нравственный климат в обществе. Мы сознательно делаем акцент именно на воспитании, так как раннее предупреждение изъянов в формировании личности ребенка должно рассматриваться как самое перспективное, гуманное и экономичное направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающее влияние и на будущие характеристики преступности в целом. К сожалению, на практике потенциал ранней профилактики оценен еще не полностью, в том числе и правоохранительными органами.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 12 декабря 2013 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 4 января 2014 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  4. Криминология: учеб. пособие / Г.Г. Шиханцов.– Минск: Тисей, 2006. – 296 с.

.
ЗАЯВКА
на участие во II Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов

 «Информационное общество: проблемы правовых, экономических и социально-гуманитарных наук»
21 апреля 2016 г.

 

Ф.И.О.: Береснева Анна Викторовна.

Форма участия заочная

Место учебы, факультет, специальность, курс: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, юридический факультет, специальность «Правоведение», 4 курс.

Ф.И.О. научного руководителя: Моисеева Ирина Анатольевна.

Должность, учёная степень, ученое звание научного руководителя автора статьи: доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук, доцент.

Название секции: Юридическая секция

Название доклада: Особенности превентивных мер профилактики подростковой преступности

Контактный телефон: 8 (029) 125-35-93 (Велком)

E-mail: 1253593@mail.ru

 


Библиографическая ссылка

Береснева А. В. Значение семейного воспитания в системе мер профилактики девиантного поведения подростков. // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-200 (дата обращения: 29.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 376 | За неделю: 376 | Всего: 376


Комментарии (0)