ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Обзор законодательства в области охраны атмосферного воздуха
Гущин Р.И. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Современное состояние законодательства позволяет рассматривать атмосферный воздух как объект правовой охраны и жизненно важный компонент природной среды, обладающий рядом особенностей, которые должны быть учтены законодателем при формировании соответствующих норм в развитие основного Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Несмотря на наличие большого количества нормативных правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в нем содержится множество пробелов и коллизий, требующих устранения.

Ключевые слова: атмосферный воздух, охрана окружающей среды


 

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ

 ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

 

Р.И. Гущин, студент 1 курса ГрГУ имени Янки Купалы

Научный руководитель  А.Г. Авдей, к.ю.н. доцент,  ГрГУ имени Янки Купалы

Обязательные нормы, определяющие права и обязанности субъектов, нормирование, порядок проведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, и иные вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, образуют институт воздухоохранного права или права в области охраны атмосферного воздуха. Для того чтобы определить круг таких норм и законодательных актов, в которых они закреплены, необходимо начать с определения законодательства.

Говоря о законодательстве, необходимо отметить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на это понятие в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы (не только содержащиеся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов). Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права.

Эта позиция является общепринятой и, говоря о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха, следует придерживаться именно такой точки зрения [1, с.1].

В развитии и становлении законодательства об охране атмосферного воздуха можно выделить пять основных этапов:

1.  До 1917 года – требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения получили свое развитие в законодательстве, которое впоследствии стало называться санитарным.

2. 1917-1948 годы – основной целью воздухоохраннной деятельности выступало предотвращение вреда здоровью населения. В рассматриваемый период происходит зарождение государственного правового механизма охраны атмосферного воздуха. Становление законодательства об охране атмосферного воздуха на данном этапе идет по пути накопления подзаконных нормативных актов преимущественно ведомственного характера. Заложенные впервые десятилетия советской власти правовые основы охраны атмосферного воздуха совершенствуются в процессе развития санитарно-гигиенического законодательства.

3. 1949-1979 годы. Началом данного этапа воздухоохранной деятельности можно считать принятие Советом Министров СССР Постановления от 29 мая 1949 года «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и улучшения санитарно-гигиенических условий населенных мест», в котором были заложены правовые основы для проведения организованных мероприятий по охране атмосферного воздуха в масштабе всего Союза ССР. Однако воздухоохранные нормативные правовые акты рассматриваемого периода только констатируют неблагополучное состояние атмосферного воздуха, не устанавливая эффективных мер по предотвращению загрязнения и охране воздушного бассейна. Атмосферный воздух начинает выступать как часть интегрированного объекта – среды жизнеобитания. Если ранее охрана атмосферного воздуха имела ярко выраженный санитарный аспект, то на данном этапе она воспринимается как экологическая проблема.

4. 1980 – 1996 годы. Принятие 25 июня 1980 года Закона Союза ССР «Об охране атмосферного воздуха» и 26 ноября 1981 года Закона БССР «Об охране атмосферного воздуха» положило начало новому этапу развития законодательства об охране атмосферного воздуха. В этот период на уровне акта высшей юридической силы - закона закрепляются меры правовой охраны атмосферного воздуха от загрязнения, основы государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух, наблюдения и контроля в области охраны атмосферного воздуха.

5. 1997 – 2007 годы. На данном этапе правовое регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха выходит на качественно новый уровень. Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 года устанавливает право граждан на благоприятное состояние атмосферного воздуха, конкретизирует и расширяет перечень основных направлений государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, определяет компетенцию государственных органов различного уровня в данной сфере, увеличивает количество нормативов качества атмосферного воздуха и видов вредных воздействий на атмосферный воздух, вводит экономический механизм охраны атмосферного воздуха и так далее [2, с. 212].

2008 – по настоящее время.

Современное законодательство Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты в области охраны атмосферного воздуха можно классифицировать по предмету правового регулирования [2, с.30]:

1. акты «общеэкологического» характера, содержащие  нормы об охране атмосферного воздуха;

2. нормативные правовые акты специального характера, содержащие нормы исключительно об охране атмосферного воздуха;

3. акты иных (кроме экологического) отраслей законодательства, содержащие нормы, касающиеся атмосферного воздуха;

4. акты вспомогательного характера.

Конституция Республики Беларусь является основой правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха. Наиболее важной для данного исследования является конституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вышеназванное конституционное право следует рассматривать в совокупности с обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Иначе говоря – сохранять и бережно относиться к атмосферному воздуху.

Закрепленные Конституцией экологические права являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Воздушный кодекс Республики Беларусь правильнее было бы назвать «авиационным кодексом», поскольку он регулирует только эту сторону использования воздушного пространства: осуществление деятельности в области авиации в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, обороны и безопасности государства. Экологические аспекты использования воздушного пространства регулируются иными законодательными актами.

Основным нормативные правовые акты, регламентирующим воздействие на атмосферный воздух в экологическом аспекте, является Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 12 декабря 2012 года) [4].

В развитие Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и в целях реализации государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух приняты следующие нормативные правовые акты, в том числе и технические [5, c.56].

В целом место, которое занимает Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» в системе белорусского природоохранного законодательства, достаточно своеобразно. С одной стороны, он является частным по отношению к Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», с другой – общим по отношению к Закону Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года № 56-З «Об охране озонового слоя». Таким образом, отношения, связанные с охраной атмосферного воздуха озоноразрушающими веществами, не урегулированные законодательством об охране озонового слоя, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха [6, c.23].

Современное состояние законодательства позволяет рассматривать атмосферный воздух как объект правовой охраны и жизненно важный компонент природной среды, обладающий рядом особенностей, которые должны быть учтены законодателем при формировании соответствующих норм в развитие основного Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Несмотря на наличие большого количества нормативных правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в нем содержится множество пробелов и коллизий, требующих устранения. Считаем целесообразным общественные отношения, которые регламентируются ныне действующим Воздушным кодексом Республики Беларусь необходимо закрепить в Законе Республики Беларусь об авиационном транспорте. Думается, что разработка и принятие нового Воздушный Кодекс Республики Беларусь, в котором будут  закреплены нормы права в сфере охраны и использования атмосферного воздуха, будет способствовать эффективному правоприменению, что в конечном итоге внесет вклад в обеспечение экологической безопасности Республики Беларусь.

 

Список использованной литературы

1. Михайлова, Е.С. Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха: Учеб. пособие / Е.С.Михайлова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 99 с.

2. Жук, А.В. Особенности правовой охраны атмосферного воздуха как компонента природной среды / А.В. Жук // Право и демократия: сб. науч. тр.; ред. кол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) [и др.] – Минск: БГУ, 2006 – Спец. вып. - С. 212-220.

3. Овсейко, С.В. Охрана атмосферного воздуха: экономические и правовые меры / С.В.Овсейко // Экология на предприятии. – 2015 - №10(52). – С.21-30.

4. Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» № 2-З от 16 декабря 2008 г. Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, - Минск, 2016.

5. Водопьянова, Т.П. О возмещении вреда, причиненного окружающей среде / Т.П. Водопьянова // Труды БГТУ. – 2012 - № 7. – С. 56-59.

6. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

 

 


Библиографическая ссылка

Гущин Р.И. Обзор законодательства в области охраны атмосферного воздуха // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-197 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 336 | За неделю: 336 | Всего: 336


Комментарии (0)