ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Государственная политика Республики Беларусь в сфере туризма
Гарбуз И. С. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма. Туристическая политика Беларуси в настоящее время направлена на решение комплексной стратегической задачи – реструктуризации экспортного потенциала на основе увеличения доли туристических услуг, расширения географии их экспорта и создания привлекательного имиджа страны. В связи с этим при формировании национальной туристической политики следует учитывать основные тенденции в международном туризме на современном этапе и в развитии государственных отношений, где ведущее место отводится активизации межличностного обмена.

Ключевые слова: Государственная политика в сфере туризма


 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

И. С. Гарбуз, студент 3 курса

ГрГУ имени Янки Купалы

Научный руководитель: О. Н. Евдокименко,

старший преподаватель, ГрГУ имени Янки Купалы

 

Анализируется государственная политика в сфере туризма. Выделяются некоторые проблемы ее реализации, обозначены приоритетные направления ее реализации в условиях динамично развивающихся международных отношений.

 

В процессе развития туризма, превращения его в массовое социально значимое явление особое значение приобретает вопрос эффективного планирования, регулирования и оптимизации туристической деятельности. Все больше стран осознают важность проведения туристической политики, которая является неотъемлемой частью внешнего и внутреннего курса страны.

Сегодня туристическая политика рассматривается как целенаправленные последовательные действия государственных, частных структур и общественных организаций по разработке и реализации мер внешнеполитического, правового, экономического, социально-культурного, экологического и информационного характера, обеспечивающих эффективное развитие въездного и внутреннего туризма и способствующих повышению авторитета государства на международной арене.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Цели туристской политики определяются конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. Например, в  период становления туризма и утверждения государства на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения  более высокой степени развития сферы туризма — другие.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: повышение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; увеличение продолжительности пребывания туристов в регионе; рост денежных поступлений от туризма; улучшение материально-технической базы и туристской инфраструктуры. На уровне туристского предприятия цели туристской политики ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления туристских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков.

Реализация целей туристской политики требует координации (вертикальной и горизонтальной) деятельности раз личных институциональных единиц, интегрированных в систему туризма.

Создание эффективной национальной туристической политики является важнейшей задачей современного развития государств. Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет целый ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма: координация; планирование; регулирование, маркетинг национального туристского продукта; стимулирование; социальный туризм; защита интересов туристов.

В Беларуси разработка и реализация туристической политики осуществляется Министерством спорта и туризма, в котором в 2004 г. создан Департамент по туризму и Национальное агентство по туризму. На эти структуры возложена разработка, координация, регулирование туристическим комплексом и вопросы продвижения национального туристического продукта. В силу межотраслевого характера туристического комплекса в реализации национальной туристической политики страны участвуют около 20 министерств и ведомств, что обусловило необходимость создания в 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь Межведомственного экспертно- координационного совета по туризму. Создание эффективной национальной туристической политики является важнейшей задачей современного развития государств.

Начиная с 2000 г. в Беларуси были активизированы меры по системному развитию туризма. Принята Национальная программа развития туризма на 2000–2005 гг., а позднее – на 2006–2011 гг. [1] и 2011–2015 гг. [2]. Программы были подкреплены практическими мероприятиями по их реализации, в них были смещены акценты на приоритетное развитие туризма в регионах страны. В настоящий период ожидается принятие государственной программы по развитию туризма на 2016-2020 годы. Хотя программа еще не принята можно предположить, что она продолжит основные цели и задачи предыдущей программы по развитию туризма в Республике Беларусь

Региональная туристическая политика реализуется в контексте общей национальной стратегии и призвана максимально использовать местную специфику для повышения значимости регионов в развитии туристической отрасли. Такая системная работа была начата в регионах страны: разработаны областные (городские и районные) программы и мероприятия по развитию туризма до 2010 г., развернута работа по их выполнению. .   Постановлением Совета Министров от 30 мая 2005 г. №573 "О создании туристских зон" на территории страны были созданы 27 туристических зон [3].

Правовой основой для развития туризма стали Указы Президента Республики Беларусь № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» и № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 2 июня 2006 г. Первым Указом от НДС освобождались услуги по реализации въездного, внутреннего туризма, экскурсионной деятельности и от налога на прибыль в течение 3 лет с начала деятельности туристических объектов. Документом также вводились гарантии защиты инвестиций, направленных в индустрию гостеприимства [4]. Второй Указ закладывал прогрессивную нормативную базу для развития агроэкотуризма. Документом предусматривалась одноразовая оплата владельцем агроусадьбы сбора в размере одной базовой величины в год. Фактически впервые в Беларуси были введены прогрессивные нормы организации сельского туризма по заявительному принципу [5]. В 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма» был расширен перечень лиц, которые могут заниматься сельским туризмом, разрешалось на тех же принципах оказывать туристические услуги не только жителям сельской местности, но малых и средних городских поселений численностью до 20 тыс. человек [6].

Важным аспектом реализуемой туристической политики стало вступление Беларуси в 2005 г. во Всемирную туристическую организацию, что позволило активизировать участие в 11 международных туристических проектах.

Поддержка туристического сектора на государственном уровне начала приносить положительные результаты. Вместе с тем существует ряд проблем, которые снижают эффективность проведения государственной политики в сфере туризма, среди них выделяют: не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения; отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций; крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов; явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов; отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается. В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями. Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма. Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан полный перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним; научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер [7].

В качестве основных направлений совершенствования государственной политики в сфере туризма в Республике Беларусь можно назвать следующие:

 1) реформирование национального туристского комплекса с целью обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, ускоренное развитие сферы услуг, привлечение иностранных туристов и увеличение валютных поступлений в республику;

2) подготовка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы в процесс управления туристским комплексом;

3) создание здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, формирование высококачественного государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру, находящуюся в государственной собственности;

4) широкая государственная поддержка частного туристского сектора;

5) создание рекламно-информационного продукта, обеспечивающего продвижение национального туристского продукта на основных международных туристских рынках;

Таким образом, государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма. Туристическая политика Беларуси в настоящее время направлена на решение комплексной стратегической задачи – реструктуризации экспортного потенциала на основе увеличения доли туристических услуг, расширения географии их экспорта и создания привлекательного имиджа страны. В связи с этим при формировании национальной туристической политики следует учитывать основные тенденции в международном туризме на современном этапе и в развитии государственных отношений, где ведущее место отводится активизации межличностного обмена.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 авг. 2005 г., № 927 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

2. Об утверждении Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 мар. 2011 г., № 373 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

3. О создании туристских зон: постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 30 мая 2005 г. №573 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

4. О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июн. 2006 г.,. № 371 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

5. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июн. 2006 г,. № 372 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

6. О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 мар. 2008 г., №185 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

7. Туризм: проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 2-3 дек. 2005 г.). – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2005.

 


Библиографическая ссылка

Гарбуз И. С. Государственная политика Республики Беларусь в сфере туризма // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-195 (дата обращения: 26.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 479 | За неделю: 479 | Всего: 479


Комментарии (0)