ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Проблемы легализации форм проявления нематериального культурного наследия
Голищенко В.Ю. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Автор предлагает ряд практических мер по правовой охране нематериального культурного наследия, реализация которых будет содействовать легализации форм проявления нематериального культурного наследия на территории Республики Беларусь.

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие


 

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

 

В.Ю. Голищенко, магистрант 1 курса.

Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

Научный руководитель: И.Э. Мартыненко,

д.ю.н., профессор, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы

 

 

В настоящее время в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на гибель, поэтому  в современном научном сообществе актуально звучат вопросы определения и сохранения нематериального (духовного) наследия как неотъемлемой составляющей всемирного культурного наследия. Необходимо отметить то, что наиболее ярко культурное разнообразие выражено именно в нематериальном историко-культурном наследии, поскольку именно в нем отражены вековые традиции народов. В условиях глобализации сохранность нематериального культурного наследия играет все большую роль в самоидентификации человека, сохранении его прошлого, поскольку все процессы в жизни взаимосвязаны [1, С.244].

Вопросами правовой охраны нематериального историко-культурного наследия занимались такие исследователи как, И.Э. Мартыненко, М.Н. Сатолина, С.К. Кононович, М.К. Лойко и другие.

Первая попытка дать четкую формулировку понятия нематериального культурного наследия имела место на конференции ЮНЕСКО, прошедшей в марте 2001 года. Нематериальное наследие культуры было определено как «процессы, которым обучились люди, вместе со знаниями, навыками и творчеством, которые наполняются и развиваются ими; результаты, создаваемые людьми, а также ресурсы, пространства и иные аспекты социальной и природной действительности, необходимые для их поддержания; эти процессы формируют у живущих сообществ чувство преемственности и важны для культурной самобытности, также как и для сохранения культурного разнообразия и творчества человечества» [2].

В 2003 г. на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция «Об охране нематериального культурного наследия» (далее – Конвенция), участницей которой является и Республика Беларусь [3, с. 63]. В соответствии со ст. 2 указанной Конвенции к нематериальному культурному наследию относятся: обычаи, формы выражения и представления, проявляющиеся в устной традиции, традиционной музыке, танцах, театре, обычаях, обрядах, праздниках, знаниях, относящихся к природе и вселенной; традиционных ремеслах, а также предметы и культурные пространства, которые признаются частью культурного наследия, передаются из поколения в поколение, постоянно воссоздаются, формируют чувство самобытности и преемственности, а также согласуются с международно-правовыми актами по правам человека.

29 ноября 2013 г. Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств приняла модельный закон «Об охране нематериального культурного наследия». В модельном законе нематериальное культурное наследие определяется как совокупность присущих этнической, социальной или конфессиональной группе духовных, интеллектуальных и нравственно-этических ценностей, являющихся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор, технологии изготовления предметов народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, предметов быта и народные художественные каноны, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения [4, с. 70].

По словам Медведева И.В., наследие человечества включает и нематериальную составляющую, которую можно определить как совокупность культурных и социальных выражений, основанных на традициях и характеризующих исторические особенности различных сообществ людей (народностей, этносов) [5, с. 135].

Прежде всего, необходимо отметить, что сохранение историко-культурного и духовного наследия является одной из обязанностей государства. Так в Республике Беларусь система правовой охраны отношений в сфере охраны и использования нематериального культурного наследия представляет собой недостаточное урегулирование на законодательном уровне. Конституция Республики Беларусь в ст. 15 говорит о том, что «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». В ст. 54 Конституции предусмотрена обязанность каждого гражданина беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Данные конституционные положения выступают гарантиями реализации права каждого на участие в культурной жизни, а также обеспечения общедоступности ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах (ч. 1 ст. 51 Конституции) [6].

Статья 14 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» от 09.01.2006 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 мая 2012 г.) к нематериальным историко-культурным ценностям относит обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических, топонимических объектов и произведений народного искусства (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека [7].

Гражданский кодекс Республики Беларусь регулирует вопросы собственности на культурные ценности; наследование культурных ценностей; авторское право на произведения искусства; имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, и др.

Однако в Республике Беларусь после ратификации Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия» 2003 г. (далее – Конвенция) появились проблемы правового определения форм нематериального культурного наследия. Так, одним из вопросов является уточнение понятия нематериального культурного наследия. Во-первых, возникает вопрос о соотношении понятий «нематериальное культурное наследие»  по Конвенции и «нематериальные историко-культурные ценности» по Закону Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь». В частности, нематериальное культурное наследие должно передаваться от поколения к поколению, постоянно воссоздаваться сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формировать у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Во-вторых, Конвенция предусматривает обеспечение жизнеспособности нематериального культурного наследия, а не только его простую фиксацию и сохранение зафиксированного. В связи с этим возникает вопрос о применимости понятия «аутентичный» в отношении нематериального культурного наследия.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, представляется возможным закрепить на законодательном уровне деление историко-культурных ценностей на материальные и духовные. В этом случае историко-культурные ценности могут подразделяться на следующие виды: материальные историко-культурные ценности, материальное воплощение которых составляет их содержание; духовные (нематериальные) историко-культурные ценности, материальное воплощение которых не оказывает существенного влияния на их содержание.

Наряду с этим в Республике Беларусь необходимо начать работу по подготовке Закона «Об охране нематериального историко-культурного наследия», решив вопросы права собственности на нематериальное наследие. Своеобразными собственниками, от имени которых могут подаваться иски, выставляться иные требования, в том числе и материального характера, направленные на сохранение нематериальной ценности, могут выступать: от имени государства – прокуратура при осуществлении общего надзора, инспекция по охране историко-культурного наследия Министерства культуры, сам «собственник» определенной ценности – местный исполнительный (распорядительный) орган власти, общественные объединения, целью которых является охрана наследия, а также граждане, проживающие в определенной местности (как носители данной ценности).

Также необходимо определить, что защите должна подлежать оригинальная зафиксированная и/или воплощенная совокупность последовательности действий и слов при осуществлении определенных обрядов; последовательность в танце в совокупности с народным костюмом той или иной местности, последовательность действий при осуществлении того или иного вида народных промыслов; виды, способы и подбор цветов вышивки, орнамента и прочего при условии привязки их к определенной местности, в пределах которой сложился тот или иной обряд (промысел, танец, сказание и др.), где существуют его социально-бытовая среда (инфрастуктура) и взаимосвязи между всеми этими элементами.

Таким образом, комплексной защите должны подлежать: территория, на которой исторически сложилась и развивается в соответствии с самобытными традициями определенная нематериальная историко-культурная ценность; сама ценность – обычаи, традиции, обряды, фольклор (устное народное творчество), язык, его диалекты, содержание геральдических и топонимических объектов и произведений народного творчества (народного декоративно-прикладного искусства), другие нематериальные проявления творчества человека (в том числе и носители – люди); существующая социально-бытовая инфраструктура и необходимые сырьевые ресурсы (народные промыслы).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация мер по правовой охране нематериального культурного наследия, которые предложены в данной статье, будет содействовать легализации форм проявления нематериального культурного наследия на территории Республики Беларусь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирюшина, Ю.В. Нематериальное культурное наследие – актуальное понятие современности // Ю.В. Кирюшина // Философия, социология и культурология. Алтай. – 2011. – № 1. С. 244 –247.

2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия: Совершено г.Париж, 17 окт. 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000  [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

3. Король, Э.Л. Юридическая терминология в области охраны культурного наследия Республики Беларусь / Э.Л. Король // Вестник ГрГУ. – 2012. – № 4 – С. 59 – 64.

4. Мартыненко, И.Э. Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия / И.Э. Мартыненко. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 343 с.

5. Медведев, И.В. Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования / И.В. Медведев // Проблемы российской государственности: вопросы истории, теории, практики: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации: отв. Ред. Р.Л. Хачатуров. – М., 2004. – С. 128 – 139.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

7. Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 98-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 мая 2012 г. // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

 


Библиографическая ссылка

Голищенко В.Ю. Проблемы легализации форм проявления нематериального культурного наследия // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-192 (дата обращения: 26.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 466 | За неделю: 466 | Всего: 466


Комментарии (0)