ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Право интеллектуальной собственности в индустрии моды
Шароварова В. В. . 1

1. Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова

Резюме:

Индустрия моды – это воплощенная в жизнь креативность, это постоянное движение, это постоянные инновации и новые дизайнерские решения. Защита интеллектуальной собственности для мира моды это не просто обязательное условие, это жизненно важная необходимость. Исследование вопросов правового обеспечения индустрии моды, и, в первую очередь, вопросов защиты прав создателей модной продукции, имеет для Украины большое значение. Это новый рынок правовых услуг, который имеет значительные перспективы. Знакомство с наработанной практикой стран – ведущих производителей модной продукции, несомненно позволит изучить возникающие в данной области проблемы и найти грамотные пути их решения.

Ключевые слова: индустрия моды, интеллектуальная собственность, авторское право, промышленный образец, товарный знак


 

Интеллектуальная собственность в индустрии моды

В. В. Шароварова, студентка 5 курса магистратуры.

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

Научный руководитель: С.Н. Клейменова, к.ю.н., доцент,

Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова

 

Интеллектуальная собственность является ключевым ресурсом развития инновационной экономики и главным преимуществом компаний, уделяющих должное внимание управлению интеллектуальными активами. В последние десятилетия значительно выросла роль интеллектуальной собственности, от эффективности управления которой зависят прибыль и конкурентные преимущества компаний. Индустрия моды является одной из отраслей, для которых управление интеллектуальной собственностью составляет основу функционирования, так как от поддержания, развития и своевременной защиты интеллектуальных продуктов зависят известность и успех компаний.

Вопросами создания объектов интеллектуальной собственности и стратегического управления данными объектами занимались в своих исследованиях И.А. Близнец, Ю.И. Воробьев, Н.М. Коршунов, Б.Б. Леонтьев, В.Н. Лопатин, А.П. Сергеев, С. В. Усольцева и др. В трудах зарубежных авторов Д.Д. Аллесандро, С. Кумбера, М. Скотта, П. Дойля, Д. Саттона, Т. Кляйна, Д. Огилви изложены вопросы создания и продвижения брендов, а в работах М. Тангейта, Т. Хайнса, М. Брюс, Я. Бринк, Н.Уайта рассмотрены история и закономерности развития индустрии моды, ее проблемы и особенности.

Большой Энциклопедический словарь определяет моду (франц. mode, от лат. modus - мера, способ, правило) как: 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды. 2) непрочная, быстропроходящая популярность. [6]

Философ Жиль Липовецки отмечал: «Мода – это определенная форма социальных изменений, которая не зависит от определенного объекта. Она в первую очередь представляет собой социальный механизм, который характеризуется своеобразной краткосрочностью и большей или меньшей степенью изменчивости и влияет на весьма своеобразные сферы жизни групп лиц»[7]. Его коллега Ролан Барт в своем исследовании «Система моды» подчеркивал, что одежда служит для моды материальным основанием, в то время как сама мода является системой значений в сфере культуры. [8]

Сегодняшняя мода – это основанный на обычаях и традициях феномен культуры, активно влияющий на все сферы человеческой деятельности. При этом, с одной стороны, это образ жизни, который складывается в определенной среде в обществе, и который остается вне сферы правового регулирования при условии, что он не противоречит определенным моральным ценностям государства, а с другой – это производство модной продукции, создатели которой имеют право на признание результатов своего труда и их правовую защиту.

Процессы развития моды в последнее столетие свидетельствуют о том, что мода - искусство превращается в моду – индустрию. Сегодняшняя индустрия моды – это сектор экономики, ориентированный на формирование образа модной продукции, ее производства и реализации. Мода реализуется посредством создания модного продукта – результата интеллектуальной деятельности творца моды.

Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная ООН в 1967 году.

В Конвенции, которой была основана Всемирная организация интеллектуальной собственности (1967) отмечается, что интеллектуальная собственность объединяет права, касающиеся: 1) литературных, художественных и научных произведений; 2) исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионных передач; 3) изобретениям во всех областях человеческой деятельности; 4) научных открытий; 5) промышленных образцов; 6) товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и коммерческих обозначений; 7) защиты от недобросовестной конкуренции; 8) все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной областях. [1]

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку нельзя назвать все результаты творческой деятельности человека, которые появляются в процессе развития человечества. Главным признаком объектов права интеллектуальной собственности является то, что они должны быть результатом интеллектуальной творческой деятельности.

ГК Украины,в ст. 420 приводит следующий перечень объектов права интеллектуальной собственности: литературные и художественные произведения; компьютерные программы; компиляции данных (базы данных); выполнения; фонограммы, передачи (программы) организаций вещания; научные открытия; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; компоновки (топографии) интегральных микросхем; рационализаторские предложения; сорта растений, породы животных; коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические указания; коммерческая тайна/ [4]

Интеллектуальная собственность делится на три основные категории: авторские права, патентные права и права торговую марку.

Таким образом, рассматривая вопрос о способах защиты интеллектуальной собственности в индустрии моды, следует отдельно остановиться на каждой из указанных категорий.

Авторское право. В п. З ст. 8 Закона определено, что правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения и не распространяется на идеи, теории, принципы, методы, процедуры, процессы, системы, способы, концепции, открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении. [5] Таким образом, техника вышивки, принципы вязания петель, методы построения выкроек - не являются объектами авторского права. Поэтому сама выкройка, инструкция по вышивке, схема вязания - это объекты авторского права, поскольку здесь используется творчество, авторский дизайн, авторская совокупность различных техник для получения творческого результата.

Произведения в «модном бизнесе» (модели одежды эскизы, выкройки и т.д.) непосредственно относятся к объектам авторского права в категории произведений изобразительного искусства и произведений прикладного искусства.

Регистрация авторских прав не является обязательной, поскольку авторские права защищаются с момента создания произведения, а их защита не требует соблюдения каких-либо формальностей.

Регистрация авторского права происходит путем депонирования произведения в Госслужбу интеллектуальной собственности. После осуществления процедуры регистрации авторских прав автору будет выдано свидетельство. При защите авторских прав в судебном порядке данный документ пригодится:  как доказательство их принадлежности конкретному лицу (лицам), и процедура регистрации авторских прав фиксирует ряд ключевых моментов, таких как дата завершения работы над произведением. Авторское право действует в течение всей жизни автора, а также 70 лет после его смерти.

Однако эта область наименее защищена с правовой точки зрения, в том плане, что в случае нарушений авторского права, нарушителя труднее призвать к ответственности, чем в случаях нарушений, например, прав владельца товарного знака или промышленного образца.

Промышленный образец. Данный объект интеллектуальной собственности может защитить внешний вид изделия: упаковку, этикетку, само изделие (форму сумочки, дизайн той или иной единицы одежды и т.п.).

Преимуществом является, то, что можно всесторонне защитить именно сам внешний вид творения, его форму, расцветку, а также, при желании, защитить отдельные оригинальные части изделия, например, такие как: карман, манжет, воротничок оригинальной формы и тому подобное.

Для того, чтобы промышленный образец имел правовую силу, его необходимо зарегистрировать, получив патент на промышленный образец. Срок действительности патента составляет 10 лет от даты подачи заявки с возможностью продления на 5 лет. Кроме того, для поддержания действительности его необходимо продлевать каждый год, оплачивая соответствующий государственный сбор.

Особенностью получения патента на промышленный образец является, то, что он действует на территории определенной страны и автоматически не распространяется на другие страны.

При регистрации промышленного образца важно тщательно подойти к выбору объекта охраны. Это обусловлено тем, что нарушение прав происходит именно в том случае, когда нарушатся все существенные признаки изделия. Поэтому если в изделии много важных, ключевых, оригинальных деталей, то рекомендуется защищать патентом каждую деталь отдельно.

Торговая марка. В мире моды это, как правило, слово (слова), изображения или же комбинация слов и изображений (комбинированная торговая марка), которыми маркируется та или иная единица одежды.

Торговая марка является наиболее надежным инструментом защиты таких элементов  как: название, логотип, монограмма, фирменный принт и т.п. Для получения правовой охраны, необходимо осуществить регистрацию торговой марки. Торговая марка действует фактически бессрочно, если ее владелец один раз в 10 лет будет добросовестно продлевать ее срок еще на каждые 10 лет.

В заключении хотелось бы отметить, что индустрия моды – это воплощенная в жизнь креативность, это постоянное движение, это постоянные инновации и новые дизайнерские решения. Защита интеллектуальной собственности для мира моды это не просто обязательное условие, это жизненно важная необходимость.

Исследование вопросов правового обеспечения индустрии моды, и, в первую очередь, вопросов защиты прав создателей модной продукции, имеет для Украины большое значение.

Это новый рынок правовых услуг, который имеет значительные перспективы. Знакомство с наработанной практикой стран – ведущих производителей модной продукции, несомненно позволит изучить возникающие в данной области проблемы и найти грамотные пути их решения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конвенция учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967 [Электронный ресурс] Верховный Совет Украины. - Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_169
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года с изменениями 1979 года. - [Электронный ресурс] : Официальный сайс ВОИС — Режим доступа:  http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=283702
  3. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года с изменениями от 2 октября 1979 года. - [Электронный ресурс] : Официальный  ВОИС — Режим доступа :  http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=288517
  4. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV / [Електронний ресурс]: за данными Верховного Совета Украины. Режим доступа:  http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/435-15
  5. Про авторское право и смежные права: Закон Украины от 23.12.1993 № 3792 — XII. - [Електроний ресурс]: Верховный Совет Украины - Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/3792-12
  6. Большой Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/39458/
  7. Липовецкий Жиль. Империя эфемерного: мода и ее судьба в обществе. / Ж.Липовецкий. - М. Новое литературное обозрение, 2012, с.8.
  8. Свендсен Ларс. Философия моды./ Л. Свендсен. - Москва. Прогресс-Традиция «Университетская книга». 2012, с. 188
  9. Джексон Тим и Шоу Дэвид  «Индустрия моды». / Т.Джексон, Д.Шоу. -  Киев, Баланс Бизнес Букс, 2011, с. 160.
  10. Шебанова Н.А. Правовое обеспечение индустрии моды - Модное право? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.igpran.ru/articles/
  11. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: учеб / под. ред. И. А. Близнеца. — М.: Проспект, 2009. — С. 245-312. — 416 с.

 

 

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Шароварова В. В. . Право интеллектуальной собственности в индустрии моды // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-191 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 380 | За неделю: 380 | Всего: 380


Комментарии (0)