ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Тактико-психологические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых
Геу Т.Г. 2, Проскура С.А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
2. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого – это сложный, многогранный процесс, который включает в себя не только процессуальный аспект, но и тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. И только правильное и профессиональное поведение следователя и принятие им целесообразных решений может привести к положительным результатам и получению необходимой информации от несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний психологии, педагогики, умения определить такую линию поведения, которая будет способствовать успешному выполнению поставленной задачи и при этом обеспечивать строжайшее соблюдение закона.

Ключевые слова: допрос несовершеннолетнего обвиняемого


ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ

Т.Г. Геу, студент 5 курса ГрГУ им. Я. Купалы

С.А. Проскура, студент 4 курса ГрГУ им. Я. Купалы

Научный руководитель – Г.А. Зорин, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, д.ю.н. профессор, ГрГУ им. Я. Купалы

 

 

Для полного и объективного расследования уголовных дел немаловажное значение имеет такое следственное действие как допрос. По ряду категорий дел в качестве допрашиваемых лиц могут выступать несовершеннолетние. Допрос несовершеннолетних  обвиняемых обладает своей спецификой, которая определяется не только их процессуальным положением, но и теми психологическими характеристиками, которые свойственны их возрасту. Результат такого допроса напрямую зависит от того, в какой степени следователь учел возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достиг необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним лицом.

Согласно ч. 1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь  уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Но Уголовный кодекс Республики Беларусь допускает применение уголовной ответственности и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 14 до 16 лет. Перечень таких преступлений содержится в ч. 2 ст. 27 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. В ч. 8 ст. 4 Уголовного Кодекса Республики Беларусь указано, что под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста 18 лет.

Проблемы  и специфика допроса несовершеннолетних обвиняемых неоднократно являются предметом исследований многих ученых-криминалистов, среди которых можно выделить Дулова А.В., Осипову Н.Р., Печерского В.В., Порубова Н.И. и других.

Некоторые криминалисты считают, что допрос несовершеннолетних не создает каких-либо трудностей. Такое убеждение связано с тем, что несовершеннолетние, как правило, сознаются в совершенном им деянии, их попытки  дать ложные показания обычно непродуманны, однако, нельзя не учитывать то обстоятельство, что несовершеннолетние обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенном преступлении, скрывать какие-либо обстоятельства преступления.

Кривошеев А.С. отмечает, что несовершеннолетнему, совершившему преступление, чаще всего могут быть присущи такие психические состояние, как безразличие и уверенность в безнаказанности за содеянное (в надежде на прошлые заслуги или положения родителей); состояния конфликтности, вызванное нарушением нормальных взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами; убежденность в том, что его правдивые показания соучастники или иные заинтересованные лица могут принять за слабость характера, трусость, подлость; слепая преданность подстрекателю и др. [1, с. 16]

А.В. Дулов в книге «Судебная психология» раскрывает психологическую сущность допроса. Теоретические обоснования психологии допроса, приводимые этим ученым, касаются любого допроса независимо от процессуального положения лица. Таким образом, необходимо брать за основу общие подходы психологии допроса и применять их в процессе допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При допросе несовершеннолетнего важно установить психологический контакт, создать благоприятную атмосферу для общения следователя и несовершеннолетнего. С.Ю. Головин под психологическим контактом понимает образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. «Контактом» он называет взаимодействие в работе, согласованность в работе [2, с. 248]

По нашему мнению, контакт предполагает двусторонний характер отношений, поэтому не только следователь оказывает влияние на допрашиваемого несовершеннолетнего, но и сам допрашиваемый влияет на деятельность следователя, на динамику развития их отношений. Достижение во взаимоотношениях следователя и несовершеннолетнего обвиняемого общих позиций по каким-то вопросам, появление у несовершеннолетнего желания сотрудничать и взаимодействовать позволят в дальнейшем получить необходимый результат допроса.

По мнению Л.Л. Каневского, условием достижения психологического контакта является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с тем нельзя в полной мере снимать напряжение с подростка. Основа контакта – правдивая характеристика положения, показ того ущерба, который причинен общественно опасными действиями подростка, и предложение подумать вместе, как исправить причиненное зло, порвать с прошлым, облегчить совесть [3, с. 51].

Необходимо установить данные о личности несовершеннолетнего допрашиваемого в ходе самого допроса. Однако важно начать наблюдение за подростком еще до того, как начался допрос.  По мнению Л.Б. Алексеева, до начала допроса необходимо каковы его отношения с законным представителем, как подросток ведет себя в незнакомой ситуации, как настроен по отношению к следователю и окружающим. Наблюдения такого рода уже дают некоторую информацию о психологической характеристике подростка. Поскольку целенаправленное наблюдение в ходе допроса со стороны следователя не всегда возможно, целесообразно приглашать на допрос специалиста [4, с. 242].

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Он может быть эмоционально возбужден, угнетен от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В данный момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (либо уменьшить) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Таким образом, установление психологического контакта следователя с несовершеннолетним и его поддержание во время допроса зависит от мероприятий, проведенных при подготовке к допросу, от профессиональных нравственно-психологических качеств следователя, от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности.

Г.А. Мухин выделил следующие особенности формирования показаний несовершеннолетних: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий. Он указывает на то, что несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление. Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий, быстрее забывают воспринятые события (факты, явления) и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их заинтересовали. Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях. [5, с. 96]

Таким образом, допрос несовершеннолетнего обвиняемого – это сложный, многогранный процесс, который включает в себя не только процессуальный аспект, но и тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. И только правильное и профессиональное поведение следователя и принятие им целесообразных решений может привести к положительным результатам и получению необходимой информации от несовершеннолетнего. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний психологии, педагогики, умения определить такую линию поведения, которая будет способствовать успешному выполнению поставленной задачи и при этом обеспечивать строжайшее соблюдение закона.

 

Литература:

  1. Кривошеев, А.С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования / А.С. Кривошеев. – М.: Юрид. лит. – 1971. – 80 с.
  2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  3. Каневский, Л.Л. Тактика следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними / Л.Л. Каневский. – БашГУ; Восточный институт эконмики, гуманитарных наук, управления и права. ­ Уфа: Восточный университет, 2001. – 140 с.
  4. Алексеева, Л.Б. Курс уголовно-процессуального права. Общая часть. / Л.Б. Алексеева. – М., 2004. – 759 с.
  5. Мухин, Г.А. Криминалистика: учебник / под ред. Мухина Г.А.; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутрен. дел Респ. Беларусь». – 2-е изд., испр. – Минск: Академия МВД, 2010. – 243 с.

Библиографическая ссылка

Геу Т.Г., Проскура С.А. Тактико-психологические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-186 (дата обращения: 26.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 312 | За неделю: 312 | Всего: 312


Комментарии (0)