ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Развитие малого предпринимательства региона (на примере Гродненской области)
Каленик А.А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Из проведенного исследования следует вывод, что в целом имеет место повышение роли малого бизнеса в социально-экономической сфере Гродненской области: постоянно растет объем производства продукции (работ и услуг), увеличивается средняя численность занятых работников в малом бизнесе, получают дальнейшее развитие социально-значимые виды деятельности.

Ключевые слова: малое предпринимательство, социально-экономическое развитие Гродненского региона


РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  РЕГИОНА 

 (на примере Гродненской области)

А.А. Каленик, студентка 3 курса, ГрГУ им. Янки Купалы

Научный руководитель Скворцова Лариса Леонидовна, старший преподаватель, ГрГУ им. Янки Купалы

 

 

Главными задачами социально-экономического развития Республики Беларусь и Гродненского  региона является повышение темпов роста производства  и его эффективности,  превращения его в конкурентоспособное хозяйство путем создания новых производств и отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию, ориентированную на экспорт, и на этой основе повышения уровня и качества рыночной конъюнктуры. 

В условиях глобальных экономических преобразований, высокой конкуренции ставится задача формирования стабильных источников финансирования, факторов устойчивого экономического роста на основе быстрого реагирования на изменение потребительского спроса.

Промышленное производство, состоящее из крупных монополизированных предприятий, не может быстро реагировать на все изменения в  рыночной экономике. Малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также через приватизацию, способны быстро создать рыночную среду в соответствии со спросом и предложением и совершать изменения в соответствии с рыночной конъюнктурой,   являющейся динамичной средой.

Современная экономическая наука выделяет предпринимательство в число основных факторов производства наряду с землей, трудом и капиталом.

Во многих странах малое предпринимательство доминирует по доле в общем количестве предприятий, занятости и валовом национальном продукте. 

Под предпринимательством понимается бизнес, т.е. экономическая деятельность, направленная исключительно на  получение прибыли. Австралийский ученый Й. Шумпетер, в результате анализа, пришел к выводу, что  именно внутренним  источником развития  является предприниматель – новатор, который  непрерывно воспроизводит новые  комбинации факторов производства и тем самым «взрывает»  равновесную экономику, добивается  сверхприбыли и обеспечивает экономический рост. [1, с.17]

К субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь (при анализе не используются, в связи с отсутствием данных по области);

- микроорганизации  - это, зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации, зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

При современных  масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства и является  эффективным средством активизации экономической  деятельности населения, на что было указано Президентом Республики Беларусь.

 Основными достоинствами  малого бизнеса являются:

  • сравнительно низкая капиталоемкость, обеспечивающая его широкую доступность населению;
  • способность использовать венчурный капитал;
  • массовость, позволяющая в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • мобильность на рынке и в сфере технологии;
  • быстрое накопление и свободный перелив капиталов в наиболее окупаемые отрасли обуславливает их быстрое развитие;
  • способность привлекать большое количество рабочей силы [1, с.61]

Малый бизнес  является формой реализации  творческой  инициативной деятельности граждан и мобилизации частного капитала для инвестирования, а также  способствует ускорению  формирования рыночных отношений  и играет стабилизирующую роль, как в экономической, так и в социальной сфере.

Анализируя развитие предпринимательства, следует отметить, что постоянно увеличивается экономическая роль и место малого бизнеса, который включает микро и малые организации, в экономике  Гродненской области и в Республике Беларусь.

На протяжении исследуемого периода в Гродненской области, как в целом и по республике наблюдается устойчивый рост количества субъектов малого бизнеса.  Прирост количества предприятий малого бизнеса за 2012г. по сравнению с предыдущим периодом составил 392, за 2013г. - 850, а за 2014г.- 24 единицы. Данная позитивная динамика объясняется переходом на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования (в день подачи документов) согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1, который значительно упростил процедуру создания бизнеса. Также количественному росту предприятий малого бизнеса способствовала реализация положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. №4: упрощение процедур в области ценообразования, сокращение обязательных к применению первичных учетных документов, а  также установление различных способов налогообложения.

Количество действующих субъектов малого бизнеса  в 2011 г. составляло – 72,4  %, в 2012 г. – уже 73,0 %,  в 2013г – 77.0 % , а в 2014г. – 72.1  % от общего количества зарегистрированных юридических лиц области. 

Следует отметить положительную тенденцию  увеличения доли численности занятого населения в общем количестве занятого населения  региона с 13,2% в 2011г. до 14,2% в 2014г. и постоянном росте, за исключением 2013г., когда произошло уменьшение на 3,6 тыс. человек. По области в целом наметилась тенденция снижения численности занятых на 15,9 тыс. человек.

Из проведенного анализа установлена отрицательная динамика постепенного снижения удельного веса малого бизнеса в валовом региональном продукте  региона с 24,6%  в 2011г. до 20,0% за 2014г.

Однако, следует отметить, что в сравнении с Республикой Беларусь в целом, в Гродненской области доля малого бизнеса в  валовом региональном продукте превышает данные по республике за  2011г. на 10,1 пр. п., 2012г. -13,3 пр. п., но в дальнейшем намечена тенденция снижения разрыва до 5,2 пр. п. за 2014г.

Существенных изменений в структуре субъектов малого бизнеса  по формам собственности за исследуемый период не происходило. Наибольший удельный вес приходится  на предприятия частной формы собственности (95%), что свидетельствует о реализации частной инициативной деятельности граждан и наличии свободных денежных капиталов.

Анализируя распределения действующих субъектов малого бизнеса  по отдельным отраслям экономики за период 2011 – 2014гг. установлена стабильная динамика роста всего объема  производства продукции малого бизнеса, а также по всем видам деятельности  за 2014г. по сравнению с 2011г. Малый бизнес занят в основном в  горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. На их долю приходилось в 2011г. 41,6%, однако наметилась тенденция снижения и за 2014г. уже пришлось только 33,6%.

Постоянную стабильную динамику роста имеет торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, удельный вес которой составляет 20%.

 Динамика роста удельного веса малых предприятий в транспорте и связи произошла на 4,5 пр. п.  за 2014г. по сравнению с 2011г.  В остальных отраслях изменение удельного веса незначительно, т.к. все направления деятельности имеют тенденцию роста. Хотя удельный вес здравоохранения, социальных и коммунальных услуг в экономической деятельности еще незначителен (около 2%), но в 2014г. их объем по сравнению с 2011г. вырос примерно в 5 раз.

Таким образом, из проведенного исследования следует вывод, что в целом имеет место повышение  роли малого бизнеса в социально-экономической сфере Гродненской области: постоянно растет объем производства продукции (работ и услуг), увеличивается средняя численность занятых работников в малом бизнесе, получают дальнейшее развитие социально-значимые виды деятельности.

Дальнейшее развитие малого бизнеса во многом зависит от того, в какой мере будет обеспечена:

  • добросовестная конкуренция субъектов предпринимательской деятельности, в том числе осуществление перехода  к рыночным механизмам ценообразования;
  • сохранение государственного регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
  • ликвидация излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами.
  • проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками, обеспечить введение в налоговой системе механизмов, позволяющих плательщикам, получившим убытки (в том числе в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли и другие.

 

Список литературы

 

  1. Балашевич, М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие/ М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.
  2. Малое и среднее предпринимательство в Респ. Беларусь. – Минск: Нац. статист. комитет РБ. – 2015 – 329 с.
  3. Институт экономики НАН Беларуси [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/Analit_10.pdf. Дата доступа: 28.02.2016
  4. Статистический сборник по Гродненской области [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://infores.mpt.gov.by/ir/database/view_author.php?id=1241. Дата доступа 01.03.2016

 


Библиографическая ссылка

Каленик А.А. Развитие малого предпринимательства региона (на примере Гродненской области) // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-184 (дата обращения: 03.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 266 | За неделю: 266 | Всего: 266


Комментарии (0)