ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Организация деятельности органов нотариата в Украине и Республике Беларусь: сравнительно-правовой анализ
Кристева Э. А. 1

1. Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова

Резюме:

Применение опыта иностранных государств и стремление международных стандартов должно быть оправдано социальным, экономическим и политическим положением конкретного государства. При этом следует учитывать, что каждое суверенное правовое государство при определении путей становления и развития своих правовых институтов, прежде всего, должно заниматься интересами и потребностями своих граждан.

Ключевые слова: нотариат, сравнительно-правовые исследования


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НОТАРИАТА В УКРАИНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

 

Э.А. Кристева, студентка 3 курса,

Одесский национальный университет

имени И. И. Мечникова

Научный руководитель:  Н.В. Ильева,

к.ю.н., доц., Одесский национальный университет

имени И. И. Мечникова

 

Нотариат в современной правовой доктрине рассматривается как институт предупредительного (превентивного) правосудия по гражданским делам в пределах бесспорной гражданской юрисдикции, придающий нотариальному акту или иному совершаемому нотариусом действию особую доказательственную силу, а в отдельных случаях – силу исполнительного документа [1].

            Развитие Украины в направлении интеграции в мировое сообщество предполагает приведение ее законодательства до уровня мировых стандартов. Это существенно сказывается на организационных формах и правовых принципах функционирования ряда государственных институтов и, прежде всего, тех из них, которые сами непосредственно влияют на указанные процессы. Среди таких институтов особое место занимает нотариат, который в современных условиях социально-экономического развития, превратился из незначительного второстепенного института государства, которым он был во времена существования советской социально-экономической системы, в важнейший правовой институт государства. Вопросы реформирования нотариальной деятельности, на сегодняшний день, являются весьма актуальными и вызывают многочисленные дискуссии ученых разных стран о правовом регулировании нотариальной деятельности [2, с. 5].

            Актуальность научной работы состоит в том, что системные реформирования в области нормативного регулирования нотариальной процедурной деятельности в Украине обусловливают необходимость изучения особенностей организации аналогичных институций  в различных странах мира и выработки критериев  разграничения систем нотариата [3, с. 152].

Вопросы изучения национального опыта в сравнении с опытом  иностранных государств организации деятельности нотариата были объектами исследований М.В. Бондаревой,  Б. М. Гонгало, А.Ю. Гулевской, Т.И. Зайцевой, Н.В. Ильевой, С.Я. Фурсы, В.Н. Черныша, В.В. Яркова и других ученых.

 А.Ю. Гулевская отмечает, что нотариальная деятельность характеризуется публично-правовой природой и заключается в том, что, защищая субъективные права и законные интересы физических и юридических лиц, фиксируя и заверяя бесспорные права лиц, нотариат способствует созданию эффективных условий для распоряжения собственностью и ее охраны и предоставлению субъективным правам публичной силы (официального признания от имени государства), с одной стороны, а с другой - осуществляет делегирование государственного контроля в сфере гражданского оборота [4, с. 56].

    Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в комплексном исследовании институтов нотариата Беларуси и Украины, с учетом современного законодательства, то есть в проведении сравнительного анализа для дальнейшего решения проблемных аспектов относительно правового регулирования нотариальной деятельности в Украине. Вопросы изучения деятельности нотариусов находят свое отражение в каждой законодательной базе государств.

Начнем с того, что Закон Беларуси в отличие от действующего Закона Украины, дает четкое определение нотариальной деятельности. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Беларуси под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами загранучреждений нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь [5, ст. 3]. В этом же параграфе четко определены действия осуществления нотариальной деятельности,  а в Законе Украины это, к сожалению, отсутствует.

Следующее отличие заключается в том, что нотариусом в Украине может быть гражданин Украины, который имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в сфере права не менее шести лет,  из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы - не менее трех лет, сдавший квалификационный экзамен и получил свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Не может быть нотариусом лицо, имеющее  судимость, ограниченное в дееспособности или признано недееспособным по решению суда [6, ст. 3].

В законодательстве Республики Беларусь отмечено, что нотариусом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, прошедший в случаях, установленных настоящим Законом, профессиональную стажировку в качестве стажера, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, отвечающий иным требованиям законодательства. Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности являются нотариальные конторы и нотариальные бюро [5,  ст. 10].

Следующей особенностью белорусского нотариата составляет оплата труда нотариуса.  В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» труд нотариусов оплачивается за счет средств, поступивших от граждан и юридических лиц за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, остающихся в распоряжении нотариусов после уплаты налогов, других обязательных платежей, а также за счет средств Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат [5, ст. 39].

Нотариусы, осуществляющие деятельность в органах Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат на общественных началах, основной доход получают от осуществления нотариальной деятельности. Нотариусы могут получать вознаграждение за дни участия в работе органов Белорусской нотариальной палаты, территориальных нотариальных палат в порядке и размерах, определенных общим собранием (собранием уполномоченных) Белорусской нотариальной палаты.

Украинский же законодатель предусмотрел в ст. 19 Закона Украины «О нотариате», что за совершение нотариальных действий государственные нотариусы взимают государственную пошлину в размерах, установленных действующим законодательством. За предоставление государственными нотариусами дополнительных услуг правового характера, не связанные с совершением нотариальных действий, а также технического характера взимается отдельная плата в размерах, установленная управлениями юстиции. Средства, полученные от предоставления таких дополнительных услуг, направляются в Государственный бюджет Украины [6, ст. 19]. Оплата же услуг частного нотариуса осуществляется по договоренности, между физическим или юридическим лицом и нотариусом [6, ст. 31].

Одной из основных существенных различий законодательства Беларуси от Украины является то, что в соответствии со ст. 50 Закона Украины «О нотариате» нотариальное действие или отказ в его совершении, нотариальный акт может быть обжаловано в суд [6, ст. 50]. Право на обжалование нотариального действия имеет лицо, права, интересы которого затронуты. На практике существует проблема относительно подведомственности данной категории дел судам разной юрисдикции. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении» дела об обжаловании нотариального действия или отказа в его совершении рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

В Республике Беларусь производство по жалобам на отказ в совершении нотариального действия относится к отдельным видам производств в хозяйственном суде и регулируется главой 23 Хозяйственного процессуального кодекса Беларуси.  Данная норма впервые была включена в 1998 году. Включение данной нормы обусловлено как субъектным составом, так и содержанием спорного правоотношения. Практика показала, что включение в Хозяйственный процессуальный кодекс Беларуси такой нормы соответствует именно хозяйственно-процессуальному законодательству [1].

На пространстве, объединяющем территории указанных выше двух государств, не существует какого-либо правового акта (модельного, примерного и т.п.), который бы ставил целью сближение (гармонизацию или унификацию) актов национального законодательства о нотариате. Хотя такая гармонизация необходима, когда речь идет о защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

На основании изложенного выше, следует отметить, что применение опыта иностранных государств и стремление международных стандартов должно быть оправдано социальным, экономическим и политическим положением конкретного государства. При этом следует учитывать, что каждое суверенное правовое государство при определении путей становления и развития своих правовых институтов, прежде всего, должно заниматься интересами и потребностями своих граждан.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кулак, М.С. Обжалование нотариальных действий по законодательству стран содружества независимых государств / М. С. Кулак  //   Вестник Высшего Хозяйственного  Суда  Республики Беларусь. –  2008. –  № 21. – Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://sudsng.org/download_files/publication/konf/konf32.pdf.

2. Білоус, Т. Й. Адміністративно-правове регулювання державної нотаріальної діяльності [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / Білоус Тетяна Йосипівна; Нац. ун-т держ. податк. служби України. - Ірпінь, 2016. - 19 с.

3. Ільєва, Н. В. Порівняльно-правовий аналіз діяльності органів нотаріату в Україні та Словакії / Н .В. Ільєва // 65 наукова конференція професорсько-викладацького складу і наукових працівників ОНУ імені І.І. Мечникова : матер. конф. – Одеса: Астропринт, 2010. – С. 151–153.

4. Гулєвська, Г. Ю. Організаційно-правові аспекти державного регулювання нотаріальної діяльності в Україні [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Ганна Юріївна Гулєвська. - Ірпінь, 2004. - 205 с.

5. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. - № 305-3 – 274  ст.

6. Про нотаріат: Закон України від 02 вересня 1993 р. // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1993 р. - № 39  – 383  ст.


Библиографическая ссылка

Кристева Э. А. Организация деятельности органов нотариата в Украине и Республике Беларусь: сравнительно-правовой анализ // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-182 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 265 | За неделю: 265 | Всего: 265


Комментарии (0)