ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Start-up как способ продвижения бизнес-идей
Станчик В.И. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Сегодня стартап-проекты представляют собой целую индустрию. В будущем ожидается, что интерес к ним будет только увеличиваться. Однако, не следует забывать о том, что по-настоящему успешными становятся, по различным оценкам, от 5 до 10% проектов. В качестве наиболее перспективных отраслей на ближайшие несколько лет рассматриваются области охраны здоровья, финансовых услуг, потребительских товаров и услуг, «зеленых» технологий, медицинского оборудования, биофармацевтики, медиапроектов, IT-проектов, полупроводников и телекоммуникаций.

Ключевые слова: стартап-проекты


 

START-UP КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ БИЗНЕС-ИДЕЙ

 

В.И. Станчик, студентка 2 курса.

ГрГу им. Янки Купалы

Научный руководитель: О.В. Пичковская-Шевченко,

ст. преподаватель, ГрГУ им. Янки Купалы

Слово «стартап» образовано от английского выражения «start-up», которое означает «запускать». Под стартапом понимают организацию (а на первоначальном этапе - команду единомышленников, которая имеет общие ценности всех членов команды и ощущение значимости вклада каждого ее участника), стремящуюся реализовать новую смелую идею и предложить интересную продукцию. Самым сложным этапом после создания стартапа является его дальнейшее развитие, так как для этого требуются дополнительные вложения, которые можно получить, найдя инвесторов. После того, как инвесторы найдены, а инвестиции получены, развитие стартапа начинается гораздо быстрее. Формальными критериями для участников рейтингов стартапов обычно выступают возраст компании, число сотрудников, прибыль и её рост, наукоёмкий характер продукта, контроль основателей над компанией и оценка потенциала компании экспертным жюри. Для него не характерны ни агрессивный маркетинг, ни мощный PR.

Стартапы также можно понимать, как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Четкого временного промежутка, в течение которого фирму можно назвать стартапом, нет. Рамки варьируются от пары недель до нескольких месяцев. В дальнейшем, независимо от судьбы проекта, он перестает быть стартапом. В одних случаях он получает инвестиционную поддержку и продолжает активно развиваться. А в других, если направление неперспективное и невостребованное, просто закрывается. Чаще всего стартапы ассоциируются со сферой IT, хотя не ограничиваются этой отраслью. Если рассматривать место Беларуси на мировом рынке, то она занимает весомое место в IT-индустрии восточноевропейского региона. В сравнении с с другими странами по экспорту компьютерных услуг на одного жителя Беларусь в два раза превосходит Россию, в 2,5 раза — Украину, причем этот разрыв с каждым годом лишь увеличивается. Беларусь стала настоящим «двигателем» развития IT в регионе. Основной экспорт белорусских IT-услуг идет в Северную Америку и Западную Европу, в 2011 году его объем превысил $270 млн. Как результат, IT-сектор в Беларуси оказался достаточно инвестиционно привлекательным. Уже больше половины компаний белорусского IT-сектора — это совместные компании или компании с иностранным капиталом

Организации, создающие новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости, призваны решать проблемы и задачи, которые со временем становится возможным решить благодаря использованию результатов технического прогресса [2, с. 246].

Стартап-проект проходит 5 основных стадий в ходе своего развития:

1.           Посевная (Seed stage). На первом этапе изучается рынок, составляется план действий, проводятся подготовительные мероприятия и первые переговоры с заинтересованными лицами.

2.           Запуск (Startup stage). Момент запуска и первые недели работы – это самый критичный период в жизни стартапа.

3.           Рост (Growth stage). Под ростом понимают положение стартапа, при котором он уже занял стабильную позицию на первичном рынке и уверенно движется к достижению целей, намеченных в бизнес-плане.

4.           Расширение (Expansion stage). Когда план по завоеванию первичного рынка почти выполнен и происходит экспансия бизнеса на другие рынка, в т. ч. за счет покупки других стартапов, можно говорить о расширении.

5.           Выход (Exit stage). Под выходом подразумевается выход из проекта первоначальных инвесторов в лице венчурных фондов, и дальнейшая продажа проекта стратегическим инвесторам. В случае неудачи, «выходом» становится закрытие бизнеса.

Универсального подхода к описанию развития стартапов не существует. Различные модели разделяют этапы роста на основе принимаемых основателями решений, целей, к которым стремится компания, или привлечению внешнего финансирования. Разработанная и представленная Стивеном Бланком модель основана на понимании потребностей клиентов компании. Эта модель описывает четыре этапа, на протяжении которых стартап преобразуется в стабильную компанию:

  • «Выявление потребителей», в течение которого стартап строит гипотезы о том, как его продукт решает проблемы потенциальных клиентов.
  • «Верификация потребителей», этап проверки гипотез и подготовки плана продаж, маркетинговой стратегии, поиска ранних последоваталей компании. В случае неудачи на этом этапе, стартап возвращается к выявлению своих потребителей.
  • «Привлечение потребителей» после подтверждения полезности продукта компании. Стартап переходит к продажам продукта и инвестициям в маркетинг.
  • «Создание компании» — конечная цель стартапа, создание формальной структуры компании и бизнес-процессов для дальнейшего развития.

Этот подход предполагает бережливое расходование средств и постепенное развитие стартапа на рынке товаров и услуг, нацеленный на удовлетворение потребностей потребителя [1, с. 152].

Ключевыми признаками стартапа можно считать следующие факторы:

1.           История существования проекта коротка; число совершённых операций и сделок, как и число публикаций в СМИ, ещё слишком мало, чтобы составить впечатление или прогноз. Многие даже не слышали о проекте или слышали только эпизодически;

2.           Экономическое и организационное развитие находится в стадии формирования. Проект активно осваивает целевую аудиторию и соответствующий рыночный сегмент. Могут использоваться инновационные, не классические методы управления и организации.

3.           Помимо стартового капитала, проект опирается либо на энтузиазм инициаторов, либо на инновационность идей, либо (что нередко) на то и другое одновременно. Основой создания стартапа, а заодно и источником вдохновения для его создателей служит актуальная проблема: информационная, научная, социальная, коммерческая или любая другая – в востребованной предметной области;

4.           Проект активно презентуется на тематических и профессиональных форумах, конференциях; продвигается через СМИ и представляется инвесторам, при этом всегда позиционируется как «начинающий, но многообещающий», но ещё, как правило, не заслужил ни одной награды или премии.

Инвестирование в стартапы несет в себе определенные выгоды, поэтому уже не только в Европе и США, но и в России и Беларуси. Такие вложения относятся к венчурным, т. к. для них характерны большие риски и кратчайшие сроки окупаемости. Чаще всего инвесторы представлены венчурными фондами либо бизнес-ангелами. Фонды в большинстве случаев заинтересованы в кратковременном сотрудничестве (до момента продажи проекта), бизнес-ангелы – в долгосрочном. Поиски выгодного размещения свободного капитала в Беларуси сегодня не менее актуальны, чем вопросы привлечения финансов под конкретный проект. Инвестирование в развивающийся или новый бизнес становится все более дальновидным и выгодным решением, поскольку такой шаг позволяет инвесторам преумножить собственные средства, получая стабильный доход. Вложение в номинально дорожающие ценности (золото, ценные бумаги, недвижимость) далеко не всегда является оправданным, ведь эти инструменты подвержены наибольшим стоимостным колебаниям. Принципиально новый подход к получению прибыли открывают венчурные инвестиции, когда владелец капитала финансирует новый бизнес-проект, который является, по сути, инновационным. Это может быть просто идея, требующая детальной проработки и анализа перспектив, либо уже детализированный план, положительно оцененный экспертами. Для инвестора, нацеленного на перспективу, стартап представляет огромный интерес по причине выгодного вложения своего капитала. Можно профинансировать узкое коммерческое направление или же вложить средства в масштабный проект. Многие инвесторы рассматривают Беларусь как весьма привлекательную страну, в которой можно успешно реализовать бизнес-идеи, так как здесь быстро развивается IT сфера, совершенствуется аграрная отрасль, машиностроение, бытовая инфраструктура. Кроме того, инвестиции в Беларуси достаточно надежны, поскольку правовой процесс финансирования защищен законом, а экономическая ситуация является стабильной.

Путем анализа информации, был сформирован список самых перспективных стартапов в Беларуси. Оказалось, что перспективные проекты запускаются не только в ИТ-сфере. Стартапы для рейтинга выбирались с учетом следующих критериев:

  • Его основатели/руководители бóльшую часть времени живут и работают над проектами в Беларуси.
  • Масштабируемость бизнеса.

Именно инновационная идея делает проект – стартапом, поскольку изначально невозможно угадать, примут ли идею потребители, придется ли она им по вкусу и так ли она действительно нужна, как кажется. Не все инновационные идеи приживаются в момент их озвучивания широкой массе людей, и часто лопаются как мыльный пузырь в воздухе. Инновация рождает риски, которые несет за собой компания, и делает обычную компанию стартапом.

Одним из примеров удачной реализации стартапа в Беларуси, по моему мнению, является MSQRD - вирусное мобильное приложение, позволяющее накладывать разнообразные эффекты на видео- и фотоизображение лица пользователей. Разработка распространяется вирусно, благодаря в том числе и лидерам мнений, которые размещают свои изображения, измененные через MSQRD, в социальных сетях. Приложение привлекло более 1 млн долларов инвестиций в посевном раунде. Masquerade работают над собственной технологией трекинга лиц уже пять лет. Сегодня в проекте участвуют 11 человек, 8 из которых находятся в Беларуси. Приложение MSQRD, разработанное всего за 48 часов на хакатоне Garage48 Minsk в конце ноября, — это один из инструментов в целой экосистеме, над созданием которой работает Masquerade. Её главный элемент — SDK — программный пакет, который интегрирует видеофильтры в любое стороннее мобильное приложение. За месяц количество установок приложения выросло с 1 млн до 10 млн. По данным разработчиков MSQRD, на данное время приложение установили 16 млн человек, 3 млн из которых пользуются им ежедневно. На текущий момент приложение занимает первое место в App Store более 60 стран мира и является самым популярным приложением в App Store США, войдя в тройку лидеров в общем рейтинге и продолжая расти. В начале марта приложение появилось и на самой популярной в мире мобильной платформе Android, бета-версия уже доступна в Play Market. Особую популярность приложение MSQRD, по моему мнению, получило за счёт маски с Леонардо Ди Каприо, которая появилась перед церемонией вручения «Оскара». Это отличный PR-ход по реализации данной продукции. На данный момент компания Facebook приобрела белорусскую технологию трекинга лиц, которая позволяет изменять человеческую внешность во время видеочатов в режиме реального времени, для того, чтобы сделать данную технологию доступной для аудитории Facebook в 1,6 млрд человек и внедрение в нее новых функций.

Сегодня стартап-проекты представляют собой целую индустрию. В будущем ожидается, что интерес к ним будет только увеличиваться. Однако, не следует забывать о том, что по-настоящему успешными становятся, по различным оценкам, от 5 до 10% проектов. В качестве наиболее перспективных отраслей на ближайшие несколько лет рассматриваются области охраны здоровья, финансовых услуг, потребительских товаров и услуг, «зеленых» технологий, медицинского оборудования, биофармацевтики, медиапроектов, IT-проектов, полупроводников и телекоммуникаций.

 

Литература

  1. Бланк, С. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов / С. Бланк. – Москва: Альпина. - 2014. – 368 с.
  2. Орлов, А.И. Как заработать на идеях / А.И. Орлов. – Москва: ОМЕГА-Л. – 2007. – 336 с.

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Станчик В.И. Start-up как способ продвижения бизнес-идей // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-181 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 334 | За неделю: 334 | Всего: 334


Комментарии (0)