ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма: взаимодействие России и ФАТФ
Пронюшкина Е.А. 1, Федорина Е.Ю. 1

1. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Резюме:

За последние годы в сфере ПОД/ФТ Россия достигла значительного прогресса, пройдя путь от страны из "черного списка" ФАТФ до её Председателя. Однако современные реалии требуют расширения сотрудничества между государствами и дальнейшего совершенствования системы ПОД/ФТ.

Ключевые слова: противодействие легализации преступных доходов, противодействие финансированию терроризма, ФАТФ


 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ФАТФ

 

Е.А. Пронюшкина, студентка 3 курса.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Е.Ю. Федорина, студентка 3 курса.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Научный руководитель: И.В. Ширёва,

к.ю.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

 

15-16 ноября 2015 года в Турции состоялся саммит G20, на котором Президент Российской Федерации В.В. Путин сделал следующее заявление: «Я приводил примеры, связанные с нашими данными о финансировании физическими лицами различных подразделений ИГИЛ в разных странах. Финансирование, как мы установили, идет из 40 стран, причем в том числе из некоторых стран "двадцатки"» [ REF _Ref447756622 h 2 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003700350036003600320032000000 ]. Справедливо задать вопрос: кто с этим борется?

В 1989 г. по решению стран «Большой семерки» была создана группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ, которая представляет собой межправительственную организацию и в задачи которой входит выработка международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Помимо этого, ФАТФ занимается оценкой законодательства и национальных стандартов в этой области и их соответствия принятым международным нормам.

Целями деятельности ФАТФ в настоящее время являются разработка и совершенствование международных стандартов противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма; изучение тенденций и методов (типологии) отмывания доходов и финансирования терроризма и подготовка предложений по этим вопросам; содействие распространению предложенных ФАТФ мер в глобальном масштабе [ REF _Ref447578442 h 1 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003500370038003400340032000000 ].

Для достижения установленных целей ФАТФ активно взаимодействует с различными странами мира и стремится расширить круг участников. Кроме того, ФАТФ взаимодействует со многими универсальными и региональными международными организациями, а также ведет активную разработку своих рекомендаций (решений), которые влекут изменения национального законодательства многих стран для приведения его в соответствии с международными стандартами. Например, Резолюция Совета Безопасности ООН № 1617 настоятельно призывает все государства-члены соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в 40 рекомендациях ФАТФ, касающихся отмывания денег, и в 9 специальных рекомендациях ФАТФ, касающихся финансирования терроризма [ REF _Ref447756718 h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003700350036003700310038000000 ].

Благодаря реализуемым мерам, ФАТФ поспособствовала модернизации правового регулирования в сфере ПОД/ФТ во многих странах мира, исключением не оказалась и Российская Федерация.

Создание нового для нашей страны механизма ПОД/ФТ началось в 90-е годы XX века и продолжается до сих пор. Важным результатом деятельности России в указанной сфере стало принятие ее в состав членов ФАТФ 11 октября 2003 года.

Налаживание взаимодействия России с ФАТФ началось с 1993 года. В 1998 году был поставлен вопрос о возможности расширения членства ФАТФ за счет приема некоторых стран, в т.ч. и России, учитывая их активное участие в работе организации.

Однако значительным препятствием к вступлению в члены ФАТФ являлось то, что Россия относилась к странам, которые не придерживаются целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. На тот момент Российской Федерации рекомендовалось в кратчайшие сроки усилить борьбу с отмыванием денег, укрепив регулирующую систему и приведя законодательство в соответствие рекомендациями ФАТФ.

Следствием того, что Россия медлила с принятием мер по предотвращению отмывания денег, стало включение ее в черный список ФАТФ в июне 2000 года. Такое положение дел оказывало существенное  влияние на банковскую систему и международную торговлю, что в дальнейшем могло сильно ограничить участие России в международных экономических отношениях.

В 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который стал ключевым нормативным правовым актом в регулировании проблемы легализации доходов и финансирования терроризма.

Изменение законодательства России путем принятия указанного закона, а также активная работа Комитета по финансовому мониторингу (с 2004 года - Федеральная служба по финансовому мониторингу), который внимательно следил за исполнением Федерального закона 115-ФЗ, дали результат.

11 октября 2002 года Россия была исключена из черного списка, и одновременно ей был предоставлен статус наблюдателя в ФАТФ, который дал возможность участвовать в обсуждении изменений сорока рекомендаций организации, а также принимать участие в работе европейской группы ФАТФ по оценке законодательства других стран в этой области. А через год 11 октября 2003 года Российская Федерация стала полноправным членом ФАТФ.

Благодаря ускоренному формированию и дальнейшему совершенствованию системы ПОД/ФТ Россия не только выбралась из черного списка, приняла необходимое законодательство, но и стала играть лидирующую роль на международной арене в сфере ПОД/ФТ. Действующая сегодня в России система ПОД/ФТ базируется на специальном законодательстве, осуществляется уполномоченными органами и укрепляется международным сотрудничеством.

Деятельность по ПОД/ФТ осуществляется в России в соответствии со специальными нормативными правовыми актами. При этом российское право в данной сфере должно соответствовать установленным ФАТФ рекомендациям, представляющим собой набор минимальных стандартов, применение которых необходимо для успешного ПОД/ФТ. Правовое регулирование осуществляется с помощью федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, Приказов Росфинмониторинга, Положений и Указаний Банка России.

Немаловажное значение играет система органов государственной власти, которые осуществляют выявление, пресечение финансовых нелегальных схем, а также разработку мер и рекомендаций по их выявлению. Среди этих органов центральное место занимает Росфинмониторинг, который осуществляет функции по ПОД/ФТ, по координации деятельности других органов власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, функции по выработке мер противодействия этим угрозам. Наряду с Росфинмониторингом активно работают в указанной сфере также Банк России, ФНС, МВД и другие.

Для более эффективного осуществления деятельности в сфере ПОД/ФТ Россия развивает сотрудничество с другими государствами, в том числе в рамках региональных организаций по типу ФАТФ. Такие организации помогают ФАТФ анализировать положение дел и эффективность работы по противодействию легализации и финансированию терроризма в отдельных странах, добиваться выполнения ими соответствующих международных стандартов.

Следует отметить, что Россия принимает участие в нескольких региональных организациях. Так, по инициативе Российской Федерации в октябре 2004 г. была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Деятельность ЕАГ направлена на оказание содействия государствам региона в создании надлежащих правовых и институциональных основ ПОД/ФТ, соответствующих стандартам ФАТФ.

С 2010 г. Россия также является наблюдателем в Азиатско-Тихоокеанской группе, крупнейшей региональной организации, созданной по модели ФАТФ в феврале 1997 г. Эта группа самостоятельно определяет политику и практику борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, используя при этом в качестве основного руководства Рекомендации ФАТФ.

Кроме того, Россия является членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ), который был создан в 1997 году. Целью деятельности Комитета является обеспечение в государствах-членах Совета Европы надежного и эффективного функционирования систем по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Одной из основных форм работы Комитета является проведение взаимных оценок стран-участниц на основе Рекомендаций ФАТФ. Россия защитила три отчета о прогрессе по выполнению рекомендаций по итогам взаимной оценки, последний из них в 2014 г. [ REF _Ref447578527 h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003500370038003500320037000000 ].

Таким образом, Россия осуществляет активную работу в рамках сотрудничества с ФАТФ, создав соответствующую установленным нормативам правовую базу, уполномочив специальные органы полномочиями в данной сфере и взаимодействуя с другими государствами для ПОД/ФТ.

На сегодняшний день сотрудничество Российской Федерации с ФАТФ представляет собой важное направление работы, так как, во-первых, Россия сталкивается с проявлениями терроризма, но эффективно противодействовать ему невозможно, не подрубив финансовые основы этой преступной деятельности. А сделать это можно путем наращивания многостороннего сотрудничества. Во-вторых, это объясняется тем, что в последние годы ФАТФ превратилась в очень влиятельную организацию, сотрудничая с которой бороться с отмыванием доходов можно намного эффективнее. В-третьих, проблема международного терроризма сегодня очень актуальна, в связи с чем такие организации как ФАТФ являются необходимыми структурами для борьбы с этой угрозой.

Особенно остро на протяжении последних двух лет стоит вопрос финансирования терроризма и деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Эта организация представляет серьезную опасность для всего мира. В связи с многочисленными террористическими актами в разных странах мировое сообщество забило тревогу и стало искать выходы из сложившейся ситуации. Помимо работы по данному направлению внутри своего государства, политические лидеры разных стран вступают в переговоры по урегулированию проблемы терроризма между собой, объединяя усилия и предпринимая совместные меры для борьбы с ним. Кроме того, ФАТФ продолжает осуществлять мониторинг положения дел в отдельных странах и оценивать эффективность проводимых в них мероприятий. В частности, в феврале 2016 года ФАТФ призвала вновь Иран и КНДР усилить контроль за ПОД/ФТ через финансовые институты этих стран, а также обеспечить необходимое нормативное регулирование в указанной сфере [ REF _Ref447756757 h 6 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003700350036003700350037000000 ].

Кроме того, по итогам февральского Пленарного заседания ФАТФ этого года была принята Сводная стратегия ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма, которая окажет влияние на дальнейшую работу в сфере ПОД/ФТ всего мирового сообщества [ REF _Ref447756766 h 7 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F005200650066003400340037003700350036003700360036000000 ]. Также на этом Пленарном заседании в ряды членов ФАТФ был принята Малайзия, а Израиль присоединился к числу наблюдателей. Еще одним важным аспектом для эффективной борьбы с финансированием терроризма является обмен информацией о рисках и проблемах в сфере ПОД/ФТ, по данному направлению также продолжится работа.

В завершении хотелось бы сказать, что за последние годы в сфере ПОД/ФТ Россия достигла значительного прогресса, пройдя путь от страны из "черного списка" ФАТФ до её Председателя. Однако современные реалии требуют расширения сотрудничества между государствами и дальнейшего совершенствования системы ПОД/ФТ.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кудас, И.Б. ФАТФ как международно-правовая институция // Проблемы законности. – 2013. - №123
  2. Ответы на вопросы журналистов по итогам саммита «Группы двадцати» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50704
  3. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1617 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/446/62/PDF/N0544662.pdf?OpenElement
  4. Россия защитила в МАНИВЭЛ третий отчет о прогрессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fedsfm.ru/content/files/журнал/broshure7_rus__final_3.pdf
  5. ФАТФ объединяет усилия государств в борьбе с терроризмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiangroup.org/files/EAGBulletin/bulleten24_rus.pdf
  6. FATF Public Statement – 19 February 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/publications/high-riskandnon-cooperativejurisdictions/documents/public-statement-february-2016.html
  7. Consolidated FATF strategy on combatting terrorist financing [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/FATF-Terrorist-Financing-Strategy.pdf

Библиографическая ссылка

Пронюшкина Е.А., Федорина Е.Ю. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма: взаимодействие России и ФАТФ // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-178 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 377 | За неделю: 377 | Всего: 377


Комментарии (0)