ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Социально-экономическая характеристика образования Республики Беларусь
Кулевич О.И. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Образование является одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса. Анализ основных показателей развития системы образования Республики Беларусь позволяет своевременно выявить основные проблемы формирования рынка образовательных услуг и определить приоритетные направления развития.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

О.И. Кулевич, студентка 4 курса,

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»

Научный руководитель: О.Н. Будько,

к. ф.-м. н., доцент, УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»

 

 

Образование – отрасль, которая представляет собой систему организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, преумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др. [1].

В XXI в. образование становится одним из основных ресурсов роста национальных экономик. Оно непосредственно связано с производством, наукой, культурой и является важнейшим фактором совершенствования производительных сил и основой эффективного функционирования всех других отраслей и сфер национальной экономики. Решение важных задач, стоящих в настоящее время перед экономикой Республики Беларусь, также напрямую связано с деятельностью образования, с качеством образовательных услуг и кадрового потенциала страны. От кадров, их компетенции и уровня квалификации всецело зависит успешность практической реализации, принятой Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь. Приоритеты образования в нашей стране усиливаются.

Важность образования, огромное влияние на ход и качество экономических и политических процессов в государстве, требуют постоянного переосмысления организационно-экономических аспектов его функционирования.

По существующей классификации образование входит в отдельный хозяйственный комплекс экономики Республики Беларусь – комплекс социально-культурных отраслей. В процессе общественного воспроизводства отрасль «образование» выполняет присущую только ей специфическую роль – осуществляет образовательную деятельность.

Образовательная деятельность – это разновидность лицензируемой деятельности, связанной с организацией в государстве процесса обучения и воспитания людей, осуществляемой в интересах человека, общества, государства и направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям; интеллектуальное, культурное и нравственное воспитание человека; подготовку квалифицированных кадров для всех отраслей экономики.

Большая социально-экономическая значимость образовательных услуг как товара требует постоянного внимания к их качеству. С этой целью в Республике Беларусь с 1999 г. введены государственные социальные стандарты. Они призваны обеспечить удовлетворение основных образовательных потребностей человека, оказание ему образовательных услуг в минимально допустимых параметрах их объема и качества. Например, установленный норматив обеспеченности общей площадью общеобразовательных заведений определяет минимальную норму – не менее 8 м2 площади зданий, приходящихся на одного учащегося. Норматив обеспечения учащихся персональными компьютерами – 1 компьютер на 30 учащихся, обучающихся в образовательном учреждении, или не менее одного компьютерного класса на учреждение и т.п. [2].

Процесс оказания образовательных услуг соответствующего качества сопровождается расходами образовательных учреждений – совокупностью трудовых, материальных, интеллектуальных затрат в стоимостном выражении. Расходы образования неоднородны и различаются в зависимости от вида образовательных учреждений, формы обучения, контингента обучающихся и т.п.

Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно всех расходов консолидированного бюджета. В 2014 году расходы государства на образование составили Br38,8 трлн., или 18,4% от всех расходов консолидированного бюджета (в 2010 г. – 16,8%) [1] .

Сумма бюджетных средств, выделяемая государством на образование, определяется из установленного норматива бюджетной обеспеченности расходов государства на одного ребенка детских дошкольных учреждений, на обучение одного учащегося школы, учащегося профессионально-технического училища, техникума, колледжа, студента вуза и контингента учреждения образования. Природа внебюджетных (альтернативных) источников финансирования образования связывается с коммерческой деятельностью образовательных учреждений и, в частности, с оказанием ими платных услуг.

Предоставление платных услуг потребовало решения проблемы определения цены на них. С этой целью в Республике Беларусь правительством было принято постановление «Об утверждении положения о порядке формирования цен на платные услуги в государственных, и частных учреждениях образования». Этот документ определил, что стоимость (цена) платного обучения студентов (учащихся) формируется на основе: плановых затрат, необходимых для обеспечения процесса обучения; сумм налогов и сборов,  включаемых в цену согласно установкам налогового законодательства государства, и сумме прибыли, запланированной учреждением образования, в части его коммерческой деятельности. При формировании цен на платные услуги рентабельность не должна превышать 25% в коммерческих высших учебных заведениях, в государственных вузах – 30%. При этом вышеназванным документом определено, что цена платного образования, устанавливаемая учебным заведением, должна ориентироваться на стоимость подготовки специалистов, обучающихся за счет бюджетных средств.

 Введение платных услуг сыграло позитивную роль в развитии образовательной отрасли, способствовало экономии государственных средств, развитию материально-технической базы учебных заведений, улучшению материального положения их работников. За счет внебюджетных средств в настоящее время почти полностью покрываются расходы на приобретение оборудования, инвентаря, предметов снабжения; осуществление капитальных и текущих ремонтов; командировки; приобретение литературы и подписных изданий; транспорт; связь.

Сложившийся в Республике Беларусь подход к финансированию образования соответствует мировой практике. Практически все государства с рыночной экономикой при финансировании национальных систем образования одновременно используют бюджетные и внебюджетные средства [3].

Важное значение при измерении уровня образованности в мире играет индекс развития человеческого потенциала, объединяющий три показателя (ВВП на душу населения, грамотность и продолжительность предстоящей жизни) и дающий оценку человеческого прогресса. Согласно «Доклада о развитии человека» Организации Объединенных Наций, Беларусь в 2011 году переместилась с 61-го места среди 169 стран на 65-е место (численное выражение индекса – 0,756) среди 187 стран по индексу развития человеческого потенциала. Отметим, что рейтинг республики самый высокий среди стран СНГ. Беларусь опережают только страны Балтии: Эстония (34-е место), Литва (40-е), Лат вия (43-е). Россия заняла 66-е место вместо прежнего 65-го, а Украина –76-ю позицию.

По данным Института Статистики ЮНЕСКО на 13 марта 2016 года:  уровень грамотности среди мужского взрослого населения в Беларуси составляет 99,79% (3 649 809 человек). Уровень грамотности среди женского взрослого населения в Беларуси составляет 99,68% (4 332 211 человек). Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Уровень грамотности среди молодёжи Республики Беларусь 99,82% и 99,86% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99,84%. Понятие молодёжи в данном случае – это население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

 По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира [4].

В тоже время рынок образовательных услуг в Республике Беларусь имеет следующие проблемы:

1) сокращение численности научных и научно-педагогических кадров, а также притока молодежи в сферу образования;

2) недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение, привлечение инвестиций в сферу образования;

 3) невозможность обеспечения практического производственного обучения в результате отказа предприятий от оказания помощи в подготовке специалистов, что усугубляют проблемы рынка образовательных услуг;

4) несоответствие предложения на рынке образовательных услуг спросу на рынке труда. На сегодняшний день наибольшей популярностью в Беларуси пользуются экономические, юридические специальности и коммуникации, при этом самые востребованные вакансии у соискателей: бухгалтер, экономист, юрисконсульт;

5) отсутствие действенных инструментов государственного регулирования, стимулирующих инвестиционную и инновационную активность субъектов рынка образовательных услуг [5, с. 11];

6) большое количество обучающихся заочно.

Таким образом, образование является одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса. Анализ основных показателей развития системы образования РБ позволяет своевременно выявить основные проблемы формирования рынка образовательных услуг и определить приоритетные направления развития.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Образование Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=193 – Дата доступа: 28.03.2016.

2. О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Республики Беларусь, 11 ноября 1999 г., № 322-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2/97.

3. Белорусский опыт организации образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pac.by/dfiles/001179_382729_leytina_1.pdf – Дата доступа: 25.03.2016.

4. Формировние рынка образовательных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://rep.polessu.by/bitstream/112/1147/1/36.pdf – Дата доступа: 24.03.2016.

5. Олешкевич, Е.Н. Организационно­-экономический механизм формирования рынка образовательных услуг на региональном уровне: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.Н. Олешкевич; Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск, 2011. – 24 с.


Библиографическая ссылка

Кулевич О.И. Социально-экономическая характеристика образования Республики Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-175 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 388 | За неделю: 388 | Всего: 388


Комментарии (0)