ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Понятие и классификация функций современного государства
Янюк Ю.А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

В статье раскрывается понятие функций современного государства, а также их классификация. Дана характеристика разновидностей функций современного государства и раскрыта сущность деления функций на внутренние и внешние. Раскроются виды внешних и внутренних функций, такие как: экономическая, социальная, финансового контроля, охрана правопорядка, экологическая.

Ключевые слова: функции государства


 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

 

Ю.А. Янюк, студентка 1 курса

ГрГу им. Янки Купалы

Научный руководитель – А.Л. Белоусов,

кандидат юридических наук, доцент (ГрГУ им. Я. Купалы)

 

 

В данной статье раскроются понятие функций современного государства, а также их классификация. Будет дана характеристика разновидностей функций современного государства и раскрыта сущность деления функций на внутренние и внешние. Раскроются виды внешних и внутренних функций, такие как: экономическая, социальная, финансового контроля, охрана правопорядка, экологическая.

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним на протяжении определенного времени. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться.

            Каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

            На одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

            По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

            Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

            Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

            В данной статье будут рассматриваться следующие функции государства: внутренние и внешние.

            Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономические, социальные, финансового контроля, охраны правопорядка и экологические.

            Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

            В современных условиях, когда усложнились хозяйственные связи, то демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

            Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Можно выделить два основных экономических метода государственного регулирования:

-определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

-создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие некоторых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

            Также можно выделить следующие направления экономической деятельности современного правового государства:

-государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроля за его расходованием;

-непосредственное хозяйствование руководства государственным сектором экономики.

            Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

            Социальная функция государства должна обеспечивать все права человека. В их числе предусматривается право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание.

            Социальная функция включает в себя государственную политику в таких областях, как наука, образование, культура другие.

            К социальной функции непосредственной примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения, но в последнее время, можно считать, что экологическая функция превращается во внешнею функция государства.

            Социальная политика государства ориентирована прежде всего на малоимущие слои населения и включает в себя :

1) борьбу с безработицей и государственную помощь лицам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда;

3) общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) бесплатную медицинскую помощь малоимущим;

5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров;

6) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других.

            Таким образом, социальная функция зависит от материальных возможностей государства, так как она предназначена для обеспечения нормальных условий жизни для всего общества. Другими словами можно сказать, социальная функция выполняет обеспечение общественного благополучия.

            Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Организация и осуществление контроля являются обязательными элементами управления общественными финансовыми средствами, т.к. такое управление влечет ответственность перед обществом в целом.

            Высшие органы финансового контроля - независимый, высший, коллегиальный орган единой государственной власти, осуществляющий внешний финансовый контроль за своевременным, правильным, целевым и эффективным расходованием государством бюджетных средств. Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства. Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать 10 определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

            Функция охраны правопорядка представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

            Обязанностью государства является обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан посредством правосудия. Государство принимает на себя обязанность, которой соответствует право человека и гражданина требовать государственной защиты от посягательств на их правовые свободы. Он представляет собой юридический механизм, с помощью которого государство обязано обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

            Государство должно создать такие условия, при которых право на юридическую защиту должно устанавливаться компетентными судебными и иными органами и оно обязывается развивать возможности судебной защиты. Защита свободы личности признается одной из главных функций судебной власти.
            Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

            Экологическая функция – это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу.

            Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно – обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормирования подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

            Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно – правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

            Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.

            Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

            Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства и других.

            Внешние функции государства призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, и обеспечение обороны страны от внешней агрессии. В соответствии с этими задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

            Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.

            Обеспечение национальной обороны и безопасности - одна из важнейших функций государства. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами.

            Главной целью практической деятельности государства и общества в оборонной сфере является совершенствование военной организации для обеспечения возможного адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать, при рациональных затратах на оборону.
Подавляющее большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов.

            Также в последнее время к основным функциям государства добавляют функции по решению глобальных проблем современности. В последние годы они занимают не последнее место на мировой арене проблем. В компетенцию государства входит решение этих проблем. Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине 20 века перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.     Существует множество проблем, путей решений которых большое количество и они зависят от множества факторов. Государственная политика направлена на решение таких проблем, как: проблема предотвращения новой мировой войны, демографическая проблема, проблема экологии, проблемы мирового океана и другие.

            В работе предпринято множество понятий функций государства и дана их классификация, также выделены виды внешних и внутренних функций современного государства. Таким образом можно сделать вывод, что функции современного государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

 

Литература

1 Вишневский, А.В..Общая теория государства и права : курс лекций / А.В. Вишневский. – 2-е изд., испр. И доп. – Минск : Тесей, 2007 – 352 с.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 29 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

3. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учеб.для вузов /  М.: Юрид. лит-ра,1996.—432с.

4. Сільчанка, М.У.Агульная тэорыя права : вучэб.-метад.комплекс / М.У.Сільчанка.- Гродна : ГрДУ,2008. – 709 с.

5.Лазарев, В.В. Теория права и государства : Учебник/Под ред. Проф. В.В. Лазарева. – М. : Новый Юрист, 1997. – 432 с.

 


Библиографическая ссылка

Янюк Ю.А. Понятие и классификация функций современного государства // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-171 (дата обращения: 19.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 793 | За неделю: 793 | Всего: 793


Комментарии (0)