ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Некоторые аспекты правового регулирования вопросов изъятия органов и тканей человека для трансплантации
Болтач К. А. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

В сфере регулирования трансплантации имеется ряд проблем, требующих правового регулирования. Например, вопросы, касающиеся порядка и условий доступа заинтересованных физических лиц к Единому регистру трансплантации. Многие граждане не знают о действующей презумпции согласия на забор органов для трансплантации в случае отсутствия соответствующего отрицательного волеизъявления со стороны гражданина либо его близких родственников или законных представителей. Следовательно, возникает необходимость определения четких механизмов информирования граждан о действующей презумпции, что станет гарантом уважения воли дееспособного гражданина, реализации гражданами закрепленного в Конституции права на неприкосновенность и достоинство.

Ключевые слова: трансплантация


 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ИЗЪЯТИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ

 

К.А. Болтач, студент 1 курса

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель:

Т.В. Филипчик, старший преподаватель

Гродненский филиал БИП

 

В соответствии с существующей классификацией права человека относительно его органов и тканей (так называемые права человека на свободное распоряжение своим телом и телами близких людей) относят к соматическим правам человека и гражданина.

Термин «соматический» происходит от древнегреческого слова «soma» - тело, в самом общем виде определяя «соматический» как связанный с телом, телесный, часто используемый в первую очередь в биологической и медицинской науках.

В настоящее время одной из актуальных и дискуссионных становится проблема защиты права человека от незаконного изъятия органов и тканей после смерти.

Научные достижения в области медицины и биологии позволили проводить трансплантацию органов и тканей от одного человека другому.

Трансплантация – это изъятие жизнеспособного органа от донора с перенесением его реципиенту. Самый распространенный вид донорства – изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека.

Операции по пересадке тканей, а затем и органов человеку начали производиться на рубеже XIX – начала XX веков, были немногочисленными и носили преимущественно экспериментальный характер. К середине XX в. успешно проводились операции по пересадке кожи, сосудов, костей и других тканей в пределах одного организма.

Во многих странах вопросы изъятия органов и тканей человека для трансплантации законодательно урегулированы. Однако сегодня возникает ряд этико-правовых и религиозных проблем, среди которых наиболее важными являются: проблема констатации смерти человека, проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации, допустимость использования тела человека в качестве источника органов и тканей для трансплантации с позиций религии. Решения этих проблем отражены в ряде этико-правовых документов международного, национального и конфессионального уровня [1].

В настоящее время в мировом сообществе изъятие органов у мертвого человека осуществляется в соответствии с принципами презумпции согласия или несогласия.

Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия на изъятие органов и (или) тканей у человека после его биологической смерти. В этом случае, изъятие органов и тканей у трупа допускается, если умерший (при жизни) или его родственники не выразили на это свое не согласие. Данный принцип, например, характерен для таких стран Европы как: Чехия, Венгрия, Испания, Австрия.

Принцип презумпции несогласия – это признание изначального несогласия на изъятие органов и тканей, то есть если человек согласен на эти действия, он должен в установленной форме выразить свое согласие. Принцип презумпции несогласия действует в Бразилии, Польше, Китае, Германии, Италии, Франции. В США, к примеру, документ согласия оформляется при жизни донора. Принцип презумпции несогласия предполагает определенное документальное подтверждение согласия на забор органов. Примером такого документа являются «карточки донора», получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство.

В Российской Федерации изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо или его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Таким образом, в России действует принцип презумпции согласия [2].

Следует отметить, что и презумпция согласия и презумпция несогласия одобрены Всемирной организацией здравоохранения и успешно применяются во всем мире. При этом специалисты полагают, что принцип презумпции согласия является более эффективным, т.е. более соответствует целям и интересам трансплантации [3].

В связи с бурным развитием трансплантации органов и тканей возникла необходимость правового регулирования такого сложного процесса в Республике Беларусь.

В целях реализации права населения Республики Беларусь на охрану жизни и здоровья, а также в целях обеспечения правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и тканей человека, Президентом Республики Беларусь 9 января 2007 года был подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» (далее – Закон) [4].

Закон представляет собой комплексный, систематизированный законодательный акт, который регулирует общественные отношения в сфере определения условий и порядка трансплантации органов и тканей человека, условий забора органов и тканей у живого и трупного донора, прав и обязанностей живого донора, порядка получения согласия реципиента на трансплантацию, определения организаций здравоохранения, имеющих права на осуществление забора органов и тканей и трансплантацию, а также в сфере осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент [4].

В 2012 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека». В целях защиты прав и законных интересов граждан Закон «О трансплантации органов и тканей человека» дополняется статьей 10¹, закрепляющей их право на выражение несогласия на забор органов для трансплантации после смерти и порядок реализации этого права (пункт 7 статьи 1 Закона) [5].

Конституционный Суд отмечает, что «такое правовое регулирование устанавливает баланс прав и законных интересов доноров и реципиентов, согласуется с положениями Конституции, гарантирует права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, реализацию других прав и свобод» [6].

Закон «О трансплантации органов и тканей человека» дополняется статьей 10², предусматривающей создание Единого регистра трансплантации в целях осуществления контроля за использованием органов и (или) тканей человека, а также оперативного оказания медицинской помощи лицам, нуждающимся в трансплантации. Сведения о лицах, которые в установленном порядке заявили о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти, и о лицах, которым проведена трансплантация, включаются в Единый регистр трансплантации [5]. В регистре размещен список людей, которые не согласны после своей смерти на изъятие органов для их дальнейшей пересадки. Чтобы попасть в список, достаточно прийти в свою поликлинику, предъявить паспорт и написать заявление. По данным на 2013 год, представленным на медицинском портале  medmir.by, это сделали 46 человек. Органы и ткани этих людей никогда ни при каких обстоятельствах не будут использованы, при этом им самим в случае необходимости в пересадке органов и тканей отказано не будет.

Конституционный Суд отмечает, что закрепление законодателем презумпции согласия человека на изъятие у него органов для трансплантации после смерти свидетельствует о предоставлении государственным организациям здравоохранения права распоряжаться органами умершего без учета его воли либо без решения одного из его близких родственников или законных представителей, если они не выразили в установленном порядке отрицательного отношения к изъятию органов [6].

Таким образом, только наличие письменного заявления лица либо одного из близких родственников или законных представителей о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти этого лица будет обеспечивать физическую неприкосновенность тела умершего. Отсутствие соответствующего заявления, свидетельствующего об отрицательном волеизъявлении лица к забору органов после смерти, рассматривается законодателем как предполагаемое согласие стать умершим донором.

Тем не менее, имеется ряд проблем, требующих правового регулирования. Например, вопросы, касающиеся порядка и условий доступа заинтересованных физических лиц к Единому регистру трансплантации. Многие граждане не знают о действующей презумпции согласия на забор органов для трансплантации в случае отсутствия соответствующего отрицательного волеизъявления со стороны гражданина либо его близких родственников или законных представителей. Следовательно, возникает необходимость определения четких механизмов информирования граждан о действующей презумпции, что станет гарантом уважения воли дееспособного гражданина, реализации гражданами закрепленного в Конституции права на неприкосновенность и достоинство.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Жарова, М. Этические проблемы трансплантации органов и тканей / М. Жарова // Естествознание. – 2010. – № 13 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2726&level1=main&level2=articles. – Дата доступа : 28.03.2016.

2. Проблемы правового регулирования изъятия органов и (или) тканей у трупа для трансплантации в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2012/12/1/problemy_pravovogo_regulirovaniya_izyatiya_organov_i_ili_tkanej_u_trupa_dlya_transplantacii_v_rossij. – Дата доступа: 28.03.2016.

3. Куприянова, Н.Н. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» / Н.Н. Куприянова // Национальный центр законодательства и правовых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://www.center.gov.by/article48.html. - Дата доступа : 28.03.2016.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» : Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 207-З; Принят Палатой представителей 11 декабря 2006 года, одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

 5. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека : Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №407-З; Принят Палатой представителей 21 июня 2012 года, одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года; по сост. на 1 января 2014 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

6. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трансплантации органов и тканей человека» : Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 9 июля 2012 г. № Р-757/2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/ru/print.aspx?guid=28503. – Дата доступа: 01.04.2016.

 

 

 

 


Библиографическая ссылка

Болтач К. А. Некоторые аспекты правового регулирования вопросов изъятия органов и тканей человека для трансплантации // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-169 (дата обращения: 19.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 357 | За неделю: 357 | Всего: 357


Комментарии (0)