ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Медиация как способ внесудебного урегулирования конфликтов и споров
Васько М.Ю. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Будущие исследования проблемы медиации неизбежно выйдут за рамки споров. Значимость института медиации не ставится под сомнение. Ученые убеждены, что в современном мире, полном жизненных противоречий и многочисленных конфликтов между людьми, службы медиации будут востребованы не только для разрешения споров, часто трудных, запутанных, граничащих с личными обидами и стремлением отомстить обидчику, но, прежде всего, для умного, терпеливого и высококвалифицированного посредничества в деле примирения конфликтующих сторон и устранения причин их возникновения.

Ключевые слова: альтернативные способы разрешения споров, медиация


 

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ВНЕСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

КОНФЛИКТОВ И СПОРОВ

М.Ю. Васько, студентка 3 курса

Гродненский государственный университет

Имени Янки Купалы

Научный руководитель: С.Е. Чебуранова,

декан юридического факультета,

к.ю.н., доцент, Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы

 

В современном мире живет достаточно много людей, осознающих, что решение конфликтов и споров насильственными методами является неэффективным и устаревшим явлением. Тем не менее, количество спорных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия людей, не уменьшается. Именно по этой причине мы наблюдаем процесс правовой легализации института медиации.

Так что же такое медиация? В переводе с лат. «mediatio» – посредничество – представляет собой конфиденциальные переговоры конфликтующих сторон с участием нейтрального и беспристрастного посредника – медиатора – в целях урегулирования спора (конфликта) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения, разрешающего конфликт [1].

Практика применения медиации в Республике Беларусь стала формироваться с началом Правового эксперимента («пилотного проекта») развития внесудебной медиации как средства урегулирования хозяйственных и иных споров, проведенного при поддержке Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь (ныне – Экономический суд) в период с марта 2011 г. по июнь 2012 г. Для проведения проекта было подготовлено 11 белорусских медиаторов, которые получили специализированное образование в Санкт-Петербургском государственном университете и были включены в перечень лиц, рекомендованных для привлечения в качестве примирителей с последующим разрешением хозяйственных споров. В ходе пилотного проекта было проведено более 100 медиаций по различным видам споров. Медиативные соглашения были заключены более чем в 50% случаев, 92% из них были исполнены добровольно. Итоги проекта доказали целесообразность законодательного закрепления медиации в Беларуси [2]. Итогом работы белорусского парламента над нормативным правовым актом, регулирующим применение медиации, стал Закон Республики Беларусь «О медиации», вступивший в силу 24 января 2014 г. Закон регулирует такие вопросы, как сфера применения медиации, требования к медиаторам и организациям, обеспечивающим проведение медиации, порядок проведения медиации и т.д.

Отметим некоторые преимущества медиации:

-позволяет сохранить человеческие и деловые отношения;

-снимает психологическую и эмоциональную нагрузку;

-выносится справедливое решение, основанное на интересах участников;

-участники контролируют процесс переговоров;

-медиация экономит время и деньги;

-принимаются нестандартные и гибкие решения;

-гарантируется конфиденциальность и отсутствие публичности[3].

Для того чтобы на практике увидеть особенности осуществления медиации, мы приведем конкретный пример.

Итак, стороны конфликта решили не доводить дело до суда и заключили соглашение о применении внесудебной медиации. Медиатор помог сторонам достигнуть взаимовыгодных договоренностей, и стороны подписали медиативное соглашение. Однако если вторая сторона отказывается исполнять медиативное соглашение добровольно, возникает необходимость в принудительном исполнении медиативного соглашения. Как это происходит, рассмотрим на примере из практики экономического суда Минской области (октябрь 2015 г.).

Описание дела.

ООО "А" (генподрядчик) просрочил оплату за строительные работы, выполненные ООО "Б" (субподрядчиком). ООО "Б" направило в адрес ООО "А" досудебную претензию об уплате неустойки (пени) на сумму 31863226 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 10775078 руб., и стороны начали переговоры. Для урегулирования конфликта было решено обратиться к медиатору, и 17.09.2015 стороны заключили медиативное соглашение.

Согласно условиям медиативного соглашения ООО "Б" отказывалось от своих требований в части неустойки (пени) на сумму 16863226 руб., а ООО "А" обязалось уплатить в пользу ООО "Б" неустойку (пеню) в размере 15000000 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму 10775078 руб. в срок до 25.09.2015.

Однако ООО "А" не выполнило взятых на себя обязательств в срок до 25.09.2015.

Согласно ч. 1, 2, 3, 5 ст. 262-1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) [4]  заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения, отвечающего требованиям ХПК о мировом соглашении, в случае неисполнения добровольно медиативного соглашения подается заинтересованной стороной медиативного соглашения в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения или месту жительства (месту пребывания) должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства (место пребывания) его неизвестны.

К заявлению о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения прилагаются: оригинал медиативного соглашения; доказательства, подтверждающие факт неисполнения другой стороной медиативного соглашения в срок, установленный в нем; доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание заявления.

Заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения медиативного соглашения.

В связи с вышеизложенным, 02.10.2015 ООО "Б" обратилось в экономический суд Минской области с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения. В качестве документа, подтверждающего факт неисполнения медиативного соглашения, ООО "Б" приложило банковскую выписку со счета за период с 17.09.2015 по 25.09.2015. Согласно ст. 262-2 ХПК, заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения рассматривается в судебном заседании судьей суда, рассматривающего экономические дела, единолично в срок не более одного месяца со дня его поступления в суд, рассматривающий экономические дела, включая срок на вынесение определения суда, рассматривающего экономические дела, по правилам, установленным ХПК. Стороны медиативного соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения. Однако экономическим судом Минской области были затребованы доказательства уплаты государственной пошлины в связи с обращением ООО "Б" за выдачей исполнительного документа. Приложением 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - приложение 16 к НК) [5] не предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

Представляется, что экономическим судом Минской области была применена аналогия закона: согласно п. 12 приложения 16 к НК государственная пошлина уплачивается за рассмотрение заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, иного постоянного арбитражного органа в размере 10 базовых величин.

Согласно ст. 72 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" [6] применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае установления обязанностей.

Представляется, что применение судом аналогии закона в части возложения на ООО "Б" обязанности по уплате государственной пошлины является неправомерным.

В связи с тяжелым финансовым положением ООО "Б", задолженностью перед бюджетом по уплате налогов и необходимостью исполнения медиативного соглашения как можно раньше ООО "Б" было принято решение уплатить государственную пошлину по аналогии в размере 10 базовых величин (1800000 руб.).

28.10.2015 экономическим судом Минской области было вынесено определение о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения. Судебные расходы в размере 1800000 руб. были взысканы с ООО "А" согласно правилам ст. 133 ХПК.

Согласно ч. 3 ст. 262-2 ХПК по результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

Таким образом, ООО "А" вправе было обжаловать определение суда в апелляционную инстанцию в порядке, предусмотренном гл. 31 ХПК, в течение 15 рабочих дней после вынесения определения. До истечения указанного срока исполнительный документ не подлежал выдаче ООО "Б".

В результате получение исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения заняло у ООО "Б" 1,5 месяца, им были понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 базовых величин.

Для сравнения: дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати рабочих дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в суд, рассматривающий экономические дела (ч. 1 ст. 225 ХПК), а максимальный размер государственной пошлины за рассмотрение такого заявления составляет 5 базовых величин (подп. 4.2 п. 4 приложения 16 к НК). При этом определение о судебном приказе является исполнительным документом и вступает в силу немедленно после вынесения (ч. 4 ст. 220, ч. 5 ст. 225 ХПК) [7].

Остается надеяться, что в будущем сроки выдачи исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения будут сокращены хотя бы до сроков рассмотрения дела в порядке приказного производства, а размер государственной пошлины будет уменьшен и прямо предусмотрен в НК.

Подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что будущие исследования проблемы медиации неизбежно выйдут за рамки споров. Значимость института медиации не ставится под сомнение. Ученые убеждены, что в современном мире, полном жизненных противоречий и многочисленных конфликтов между людьми, службы медиации будут востребованы не только для разрешения споров, часто трудных, запутанных, граничащих с личными обидами и стремлением отомстить обидчику, но, прежде всего, для умного, терпеливого и высококвалифицированного посредничества в деле примирения конфликтующих сторон и устранения причин их возникновения [8, c.189].

 

Литература

1. Медиация в Беларуси [Электронный ресурс] / Информационно-просветительский проект «Центр медиации и переговоров». – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.mediacia.by/chto-takoe-mediaciya. – Дата доступа: 09.03.2016.

2. Медиация в Беларуси [Электронный ресурс] / Информационно-просветительский проект «Центр медиации и переговоров». – Минск, 2016. – Режим доступа: http://www.mediacia.by/mediaciya-v-belarusi. – Дата доступа: 09.03.2016.

3. О медиации: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12 июля 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.

4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г., № 219-З : одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 5 янв. 2016 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 336 с.

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь: 19 декабря 2002 г., № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2016.

6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – 2/136.

7. Кожич, Л.М. Тернистый путь исполнения медиативного соглашения / Л.М. Кожич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск, 2016.

8. Басецкий, И.И. Медиация как посредничество в разрешении споров / И.И. Басецкий // Вестник Академии МВД. – 2014. - № 6. – С.186-190.


Библиографическая ссылка

Васько М.Ю. Медиация как способ внесудебного урегулирования конфликтов и споров // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-161 (дата обращения: 01.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 287 | За неделю: 287 | Всего: 287


Комментарии (0)