ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Анализ расходной части государственного бюджета России
Сарварова Г. И. 1

1. Башкирский Государственный Университет, Институт Экономики Финансов и Бизнеса, г. Уфа

Резюме:

В статье анализируются проблемы формирования расходной части государственного бюджета Российской Федерации

Ключевые слова: государственный бюджет, государственные расходы


 

АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

 

Г.И. Сарварова, студентка 3 курса.

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель: Н.Г. Вишневская,

к.э.н., доцент, БашГУ

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Согласно 6 статье Бюджетного кодекса Российской Федерации (РФ), бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Иными словами, в бюджете аккумулируются доходы государства, используемые государственными органами для финансирования своей деятельности. Поэтому для органов управления для достижения поставленных социально-экономических и политических целей, важным является грамотное распределение расходной части бюджета. Рассмотрим динамику изменения расходной части федерального бюджета РФ.

Объемы расходов федерального бюджета РФ увеличивается достаточно высокими темпами. Так с 2009 г. по 2014 г. расходная часть федерального бюджета увеличилась с 9 636,82 до 14 831,58 млрд. рублей [2]. На динамику расходов, могут оказывать влияние различные факторы. В результате одни статьи расходов увеличиваются более высокими темпами, а другие остаются неизменными или же вообще падают. Какие же именно факторы оказывают воздействие на это?

Во-первых, это динамика экономического развития государства. Так если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов (или же средства скапливаются в резервных фордах, как «подушка безопасности», для использования при наступлении негативных условий). Если же происходит экономический спад (кризис), то расходы бюджета сокращаются, но при этом отдельные статьи могут увеличиться. Например, социальные расходы. Основной целью которых, является недопущение отрицательного влияния кризисных процессов на социальную сферу и наиболее незащищенные слои населения.

Во-вторых, важное значение имеют политические факторы. Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

Третьим фактором являются внешние условия. Значение государства в регулировании экономики возрастает при возникновении чрезвычайных ситуации, таких как войны, природные катаклизмы или санкций. В результате существенно увеличиваются государственные расходы, направленные на устранение негативных последствий.

Из бюджетов финансируются следующие виды расходов (ст.21 Бюджетного кодекса РФ): 1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 7) образование; 8) культура, кинематография; 9) здравоохранение; 10) социальная политика; 11) физическая культура и спорт; 12) средства массовой информации; 13) обслуживание государственного и муниципального долга; 14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [1].

Для того чтобы определить, какие статьи расходов занимают наибольший удельный вес, рассмотрим расходую часть федерального бюджета Российской Федерации по статьям расходов.

Первое место в расходной части федерального бюджета РФ занимают расходы на социальную политику – 23,3 % . Это обусловлено тем, что согласно Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [3] Меры по социальной политики направлены на пенсионное обеспечение, охрану семьи и детства, социальное обслуживание населения и т.д. [4] Увеличение их объема с 2010 г. связано с кризисом 2008 г., и как следствие необходимостью социальной поддержки населения. Так средний размер назначенных пенсий увеличился с 6177,4 руб. в 2010 г. до 10888,7 руб. в 2015 г., а общий объем социальных выплат с 2007 г. (2477,7 млрд. руб.) по 2012 год вырос до 7319,3 млрд руб. [5].

Удельный вес расходов на национальную экономику (20,6 %) занимает второе место в структуре расходов федерального бюджета. Данный показатель также имеет тенденцию к увеличению и с 2009 г. по 2014 г. вырос в 2,8 раза (до 3062,91 млрд. руб.). Здесь основные меры поддержки государственной политики направлены на решение общеэкономических вопросов, топливо и энергетика, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство, водные ресурсы, транспорт, прикладные научные исследования в области национальной экономики и др.

Статья расходов по национальной обороне направлена на развитие вооруженных сил РФ и ядерно-оружейного комплекса, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности и др. Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается. Так, если в 2009 году затраты на национальную оборону составляли 1188,17 млрд. руб., то в 2014 году они составили 2479,07 млрд. руб. Это связано с обострением геополитической обстановки в мире, развитием терроризма и др.

Не смотря на то, что 2008 год стал для нашей страны кризисным, необходимо отметить, сокращения расходов не произошло. В основном это произошло благодаря  использованию средств Резервного фонда РФ. Так если на 1.02.2008 год Резервный фонд РФ составлял 3 057,85 млрд. руб., то через 3 года (01.02.2011) он сократился до 770,24 млрд. руб.[2].

 

ЛИТЕРАТУРА

1.         Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_20001 (дата обращения 19.03.2016)

2.         Резервный фонд // Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/index.php (дата обращения 18.03.2016)

3.         Вишневская Н.Г. Регулирование социально-трудовой сферы: анализ выполнения целевых показателей // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2-3 (46). С. 68-71.

4.         Вишневская Н.Г. Роль государственной службы занятости населения в минимизации молодежной безработицы: теория и практика // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). С. 20.

5.         Население // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/po pulation/urov /urov_p1.htm (дата обращения 18.03.2016)


Библиографическая ссылка

Сарварова Г. И. Анализ расходной части государственного бюджета России // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-16 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 606 | За неделю: 606 | Всего: 606


Комментарии (0)