ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
Павловская В. З. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Особенности есть, как и на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего, так и непосредственно в процессе допроса. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних также имеет свои некоторые особенности в части передачи дословно сказанного, прежде всего это касается малолетних. Целесообразно в данном случае при допросе несовершеннолетних использовать аудио-, видеозапись, что поможет точно зафиксировать сказанное малолетним.

Ключевые слова: несовершеннолетний как участник уголовного процесса


 

ФИКСАЦИЯ И ОЦЕНКА ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В.З. Павловская, студентка 4 курса,

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: И.Н. Дудко,

ст. преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

 

Наравне со стадиями подготовки к допросу и непосредственным проведением допроса имеет значение стадия фиксации и оценки показаний несовершеннолетних обвиняемых, потерпевших, свидетелей, где также имеются свои особенности.

Фактические данные, содержащиеся в показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования УПК о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они записываются от первого лица и по возможности дословно) особенно велико.

Подростки нередко употребляют слова и выражения, не являющиеся общепринятыми, но активно используемые в кругу несовершеннолетних. В такой ситуации рекомендуется в протоколе допроса разъяснять, что понимает подросток под тем или иным словом. Особенно это относится к сленговым и жаргонным выражениям, кличкам, названиям домов и улиц. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (медицинские, юридические и т.п.), которые понятны несовершеннолетнему, дающему показания [1, с. 64].

На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. При чтении архивных уголовных дел по обвинению взрослого и несовершеннолетнего их допросы по форме употребляемых слов практически ничем не отличаются. Так, например, несовершеннолетний свидетель А., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни», несовершеннолетний обвиняемый в допросе показывает следующее: «Ввиду того, что в детстве я получил травму головы у меня есть особенность – сноговорение и снохождение» [2].

Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О.Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О.Х. Галимова, должен составляться «Протокол получения показаний малолетнего свидетеля, (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности [3, с. 104].

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э.А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп [4, с. 13]. Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило,  малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио- и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 12,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний [5, с. 87].

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи. С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания следственного действия.

На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может напугать или насторожить факт фиксации его показаний.

Помощь в точной фиксации информации полученной от допрашиваемого несовершеннолетнего может оказать использование звукозаписи при его допросе. Звукозапись показаний целесообразно применять в следующих случаях:

− если несовершеннолетний меняет или может изменить свои показания под воздействием родственников, потерпевших, других соучастников;

− при совершении преступления в группе или в результате вовлечения в преступную деятельность родственниками или другими взрослыми лицами;

− для оглашения взрослому показаний несовершеннолетнего, если следователь во избежание отрицательного воздействия на подростка считает нецелесообразным производить между ними очную ставку;

− для фиксации специфических оборотов речи;

− с целью как-то дисциплинировать ее участников, нейтрализовать попытки некоторых из них оказать психическое давление на другого.

Тактические особенности анализа и оценки результатов допроса несовершеннолетнего предполагают, что эта оценка производится не только на основе памяти следователя и фиксированных им протокольно фактов, но и на основе сведений, полученных из бесед с родителями подростка, педагогом, его друзьями, которые с ними общались. Окончательная оценка показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых может быть осуществлена лишь на завершающем этапе расследования преступления, поскольку для определения достоверности и недостоверности этого источника доказательств необходимо, чтобы были собраны все доказательства по делу, при учете процессуального статуса допрошенного подростка. Процесс оценки показаний несовершеннолетнего – это сложное динамическое действие, осуществляемое в течение всего процесса расследования, на которое существенное влияние оказывает объем сведений о преступлении, собранных доказательств по делу.

Оценка способности несовершеннолетних давать показания по делу – один из наиболее сложных видов экспертных исследований. Существует точка зрения, согласно которой необходимо подвергать психологическому обследованию каждого несовершеннолетнего допрашиваемого, а также проводить психиатрическое освидетельствование даже если подросток считается психически здоровым.

Таким образом, процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Особенности есть, как и на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего, так и непосредственно в процессе допроса. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних также имеет свои некоторые особенности в части передачи дословно сказанного, прежде всего это касается малолетних. Целесообразно в данном случае при допросе несовершеннолетних использовать аудио-, видеозапись, что поможет точно зафиксировать сказанное малолетним.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Скичко, О.Ю. Проблемы протоколирования показаний несовершеннолетних: вопросы ювенальной юстиции / О.Ю. Скичко. – Минск: Тесей, 2011. – 64 с.
  2. Архив суда Узденкого района Минской области за 2013 г. − Дело № 13123240176.
  3. Галимов, В.А. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / В.А. Галимов. – М: Питер, 2001. – 224 с.
  4. Черных, Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: автореф.  дис. ... канд. юрид. наук / Э.А. Черных. – М: 1988. – 17 с.
  5. Тетюев, С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты): монография / С.В. Тетюев. – Минск: Юрлитинформ, 2010. – 232 с.

Библиографическая ссылка

Павловская В. З. Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-144 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 350 | За неделю: 350 | Всего: 350


Комментарии (0)