ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
К вопросу о выселении несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения
Качан А. Л. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на выселение всех несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, как находящихся в социально опасном положении либо нуждающихся в государственной защите, так и не подпадающих под это определение, поскольку при выселении в другое жилое помещение их положение может быть ухудшено.

Ключевые слова: выселение, несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения, жилое помещение


 

К ВОПРОСУ О ВЫСЕЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ СОБСТВЕННИКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

 

А.Л. Качан, студентка 5 курса.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Научный руководитель: Н.Е. Бодяк,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

 

Согласно ст. 48 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

Никто не может быть произвольно лишен жилья [1].

Произвольно лишить человека жилища нельзя, но лишение жилища возможно в соответствии с Конституцией и законами [2, с. 880].

В соответствии с п. 1 ст. 84 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) выселение граждан из жилых помещений допускается только по основаниям, предусмотренным ЖК и иными законодательными актами [3].

Вопросам выселения посвящена 13 глава Жилищного кодекса Республики Беларусь «Выселение граждан из жилых помещений». В данной главе содержится перечень случаев, когда выселение граждан из жилых помещений возможно.

На наш взгляд под произвольным лишением жилища следует понимать лишение права проживать в жилом помещении без законных на то оснований или в порядке, не предусмотренном законом.

В целях более детального рассмотрения вопросов выселения несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения представляется целесообразным рассмотреть понятия «жилище» и «член семьи собственника».

Комментируя ст. 48 Конституции Республики Беларусь И.И. Пляхимович указывает, что под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.). В состав жилища входят жилые помещения и, как правило, подсобные помещения, предназначенные для хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кладовые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения). Надо полагать, однако, что в ст. 48 Конституции Республики Беларусь к жилищу относятся помещения, предназначенные именно для постоянного проживания [2, с. 872].

Данный вывод подтверждается п. 14 ст. 1 ЖК, в котором определено понятие «жилое помещение». Так, под жилым помещением следует понимать предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям [3].

В соответствии с п. 62 ст. 1 ЖК под членами семьи собственника понимаются: супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители).  К членам семьи относятся также родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с собственником и ведущие с ним общее хозяйство; иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с собственником, ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи; иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с собственником, ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи [3].

Следовательно, несовершеннолетние граждане могут относиться к первой группе членов семьи, то есть могут являться детьми собственника жилого помещения. Несовершеннолетние граждане могут быть и братьями (сестрами), и внуками собственника жилого помещения, поэтому, данные граждане могут относиться и ко второй группе членов семьи.  Также они могут принадлежать к третьей группе членов семьи: «иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с собственником, ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи». Несовершеннолетние граждане будут причислены к данной группе в случае, если они являются, например, детьми супруга (супруги) собственника жилого помещения. Несовершеннолетние граждане могут быть признаны членами семьи и по данному основанию: «иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с собственником, ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи». Следовательно, несовершеннолетние граждане могут относиться к каждой из вышеприведенных групп членов семьи.

Согласно ст. 1.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях несовершеннолетний – физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет [4].

В Уголовном кодексе Республики Беларусь также под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста восемнадцати лет [5].

Поскольку приобретение полной дееспособности в связи со вступлением в брак до достижения восемнадцати лет, а также эмансипации позволяет несовершеннолетним приобрести полную самостоятельность в гражданском обороте, то для целей жилищного законодательства, на наш взгляд, под несовершеннолетними следует понимать лиц, которые еще не достигли определенного возраста и в связи с этим в правовом отношении не могут действовать самостоятельно.

Далее нам представляется необходимым обратиться к содержанию ст. 95 ЖК, которая посвящена выселению по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением.

Положение о выселении несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения содержится только в п. 6 ст. 95 ЖК, в котором говорится, что на выселение по требованию собственника жилого помещения в другое жилое помещение совершеннолетних членов, бывших членов семьи собственника, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, проживающих совместно с ним и не имеющих доли в праве общей собственности на это жилое помещение, с их несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении либо признанными нуждающимися в государственной защите, необходимо согласие органов опеки и попечительства [3].

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС) под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

  1. не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  2. ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  3. лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья [6].

Согласно ст. 116 КоБС ребенок, находящийся в социально опасном положении, может быть признан нуждающимся в государственной защите в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 851 КоБС, по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка [6].

В ч. 1 ст. 851 КоБС указано, что ребенок, находящийся в социально опасном положении, может быть признан нждающимся в государственной защите в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении [6].

В случае, если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, он может быть признан нуждающимся в государственной защите по решению органа опеки и попечительства (ч. 2 ст. 116 КоБС) [6].

Из содержания главы 13 ЖК следует сделать вывод о том, что выселение несовершеннолетнего члена семьи собственника, находящегося в социально опасном положении либо нуждающегося в государственной защите, невозможно без согласия органов опеки и попечительства. В случае если орган опеки и попечительства дает свое согласие на выселение такого несовершеннолетнего, то его выселение возможно лишь в другое жилое помещение, то есть невозможно выселить данного несовершеннолетнего без предоставления другого жилого помещения. В свою очередь выселение остальных несовершеннолетних членов семьи собственника в другое жилое помещение возможно, и согласие органа опеки и попечительства истребуется не всегда. Выселение без предоставления жилого помещения несовершеннолетних членов семьи собственника,  которые не находятся в социально опасном положении и не нуждаются в государственной защите, невозможно, так как в главе 13 ЖК нет нормы, которая бы прямо указывала на такую возможность.

Тот факт, что выселение несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, находящихся в социально опасном положении либо нуждающихся в государственной защите, невозможно без согласия органов опеки и попечительства, является весьма положительным. Однако, данная оговорка законодателя наталкивает на вопрос о том, возможно ли выселение несовершеннолетних, которые не находятся в социально опасном положении. Так как прямого указания на необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на выселение в отношении таких несовершеннолетних нет, то выселение производится по усмотрению суда..

Не стоит забывать и про то, что в соответствии со ст. 192 КоБС каждый ребенок имеет право на жилище, соответствующее по размеру и качеству принятым в Республике Беларусь нормам и стандартам [6].

Таким образом, представляется целесообразным закрепить на законодательном уровне необходимость получения согласия органов опеки и попечительства на выселение всех несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения, как находящихся в социально опасном положении либо нуждающихся в государственной защите, так и не подпадающих под это определение, поскольку при выселении в другое жилое помещение их положение может быть ухудшено.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – 6-е изд., стер. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. – 64 с.
  2. Пляхимович, И.И. Комментарий к Конституции Республики Беларусь. В 2 томах. Том 1 / И.И. Пляхимович. – Минск: Амалфея, 2015. – 1124 с.
  3. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобрен Советом Республики 22 июня 2012 г.: текст Кодекса по состоянию на 23 июня 2015 г.  – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2015. – 288 с.
  4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года: одобр. Советом Республики 2 апреля 2003 года: текст Кодекса по сост. на 15 июля 2015 г. – Минск: Амалфея, 2015. – 420 с.
  5. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 года: текст Кодекса по сост. на 15 июля 2015 г. – Минск: Амалфея, 2015. – 408 с.
  6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье:  принят Палатой представителей 3 июня 1999  г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 12 декабря 2013 г.  – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2013. – 160 с.

 


Библиографическая ссылка

Качан А. Л. К вопросу о выселении несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-142 (дата обращения: 03.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 253 | За неделю: 253 | Всего: 253


Комментарии (0)