ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Принципы КСО в современных российских социально-трудовых отношениях
Абдуллина А. Д. 1

1. Башкирский Государственный Университет

Резюме:

Статья посвящена развитию корпоративной социальной ответственности в современной России. Автор рассматривает понятие корпоративной социальной ответственности и ее принципы, также описывается деятельность российских компаний в данной сфере.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социально-трудовые отношения, работник, работодатель, стейкхолдер


 

ПРИНЦИПЫ КСО В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Абдуллина А.Д.

Студентка 4 курса, ИНЭФБ БашГУ

Научный руководитель: А.А. Рабцевич

Ассистент, ИНЭФБ БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

 

 

Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организацией учитываются интересы общества, она возлагает на себя ответственность за воздействие их деятельности на работников, заказчиков, поставщиков, акционеров, местные сообщества и прочих заинтересованных сторон общественной сферы [4,с.250].

С помощью принципов корпоративной социальной ответственности определяются основные положения, которые выражают природу и сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. В последнее время общественные ожидания, в адрес бизнеса, изменились, - на сегодняшний день общество заинтересовано в том, как организация осуществляет свою деятельность, чем она при всем этом руководствуется и как она распоряжается своей прибылью. Таким образом, появилась необходимость разработки принципов деятельности организации в рамках корпоративной социальной ответственности. Для того чтобы организация реализовывала свою деятельность так, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выбирать программу действий, которая будет связанна с соблюдением этических, благотворительных, правовых, коммерческих и общественных принципов [5,с.241].

Выделяют несколько принципов корпоративной социальной ответственности:

1. Открытость. Характеризуется прозрачностью, достоверностью и доступностью информации о корпоративной социальной ответственности, кроме конфиденциальной. Данный принцип также формируется на основе ведения диалога с заинтересованными сторонами;

2. Системность. В нее входят: направленность, единство во времени, единство в пространстве, регулярность, интегрированность;

3. Значимость. Программы корпоративной социальной ответственности должны быть актуальными (то есть своевременными и востребованными), масштабными (должны охватывать большую аудиторию и быть заметными для общества), эффективными (затраченные средства должны помогать решению проблем);

4. Недопущение конфликтов. К этому принципу относятся: политическая неангажированность, дистанция от церкви, отказ от поддержки националистических движений, а также отказ от поддержки фан-клубов.

Принципы корпоративной социальной ответственности играют важную роль в управлении компаниями, тем не менее, в российской практике они используются недостаточно [3,с.56]. Хотя корпоративная социальная ответственность является частной инициативой организации, важное развитие она получает за счет стимулирования со стороны представителей гражданского общества и власти. В России система стимулирования корпоративной социальной ответственности еще окончательно не сформировалась.

Традиционная формулировка корпоративной социальной ответственности подразумевает своевременную выплату работникам заработной платы, выплату налогов, соблюдение техники безопасности и здоровья работников, а также законодательства в сфере охраны окружающей среды. Отсюда следует, что исходной сферой в формировании системы социальной ответственности бизнеса являются социально-трудовые и связанные с ними политические и экономические отношения [1,с.130]. С этих позиций социальная ответственность предстает как способ цивилизованного решения в социально-трудовых конфликтах, содержащий механизм достижения социальной стабильности в обществе [6,с.46].

Социально ответственная организация принимает активное участие в жизни того района, в котором данная компания располагается, путем оказания спонсорской поддержки, благотворительности, участия в создании спроса на местном рынке труда и так далее [7,с.115]. Государство же, из-за того, что компания занимается социальными вопросами, снижает давление на нее, проводит меньше проверок деятельности организации, а также снижает суммы налоговых выплат. Акционеры активно поддерживают действия совета директоров в такой компании, вкладывают больше средств в ее дальнейшее развитие, так как социально ответственная компания является более стабильной.

Корпоративная социальная ответственность в России пока что находится в начальной стадии развития. Создается впечатление, что у большинства российских компаний отсутствует долгосрочная стратегия в корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность, как правило, ориентируется на ближний круг стейкхолдеров - собственников, сотрудников и государство. Стейкхолдеры - это широкий круг лиц, которые имеют отношение к компании. Основными стейкхолдерами организации являются: кредиторы, инвесторы, менеджеры предприятия, работники организации, поставщики, потребители. Например, в России в компании «Газпром» осуществляется благотворительная деятельность путем развития спорта и физкультуры, осуществляется помощь пенсионерам и инвалидам, «Уралсвязьинформ» помогает пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, образовательным учреждениям своего региона, а более мелкая компания «Нордикрафт» помогает детскому саду, детскому дому и начальной школе в г. Череповец.

Ключевое место корпоративной социальной ответственности в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений выражается в виде одного из главных элементов в механизме социальной защиты занятого населения в стране. Роль корпоративной социальной ответственности в регулировании социально-трудовых отношений заключается в развитии персонала, создании безопасных условий труда, охране здоровья, осуществлении социальных программ для персонала организации и членов их семей, повышении эффективности производства [8,с.167]. Все же говорить, о том, что корпоративная социальная ответственность может стать новой формой социально-трудовых отношений в России и мире, будет неправильно. Лучше сказать, что корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения дополняют друг друга, обогащаясь за счет поступательного развития в каждой системе отношений [2,с.170]. Ни концепция корпоративной социальной ответственности, ни проявление новых качеств в социально-трудовых отношениях неосуществимы по отдельности. Современные социально-трудовые отношения и корпоративная социальная ответственность создают новую систему социально-экономических отношений в жизни общества.

Таким образом, развитие добровольной корпоративной социальной ответственности, которая помогает раскрыть внутренний потенциал компании, а сведения о результатах деятельности компании приводить в соответствие с международными принципами ответственного ведения бизнеса, положительно влияет не только на репутацию организаций, но и на деловой климат, улучшает имидж бизнес-сообществ в целом. Все это играет важную роль в сближении в обществе позиций в отношении понимания сути корпоративной ответственности и действительного вклада бизнеса в социально-экономическое развитие страны.

 

Список литературы

  1. Алексеев О.А. Конфликтология и управление: учебное пособие. - Саратов: APR-Media, 2015. - 238с.
  2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. - СПб: ВШМ, 2010. - 272с.
  3. Галимова А.Ш. Коллективный договор как способ разрешения трудовых споров / А.Ш. Галимова, Э.Ф. Карачурина // Актуальные проблемы экономической науки и хозяйственной практики в современных условиях: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: Инэко, 2015. - с.55-57.
  4. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Юрайт, 2013. - 448c.
  5. Назарова У.А. Равновесие системы «работодатель - наемный работник»: модель баланса межсубъектных интересов // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2015. - с.239-244.
  6. Рабцевич А.А. Концептуальные основы управления рынком труда в целях инновационного развития региона // Актуальные проблемы труда и капитала: коллективная монография. - Прага: Sociosfera-CZ, 2015. - 173с. - с.45-52.
  7. Рабцевич А.А. Муниципальный рынок труда: сущность и особенности регулирования // Дни науки - 2016: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-18 марта 2016г. - Новосибирск: СибУПК, 2016. - с.112-119.
  8. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных статей. - Уфа: БашГУ, 2016. - с.166-189.

Библиографическая ссылка

Абдуллина А. Д. Принципы КСО в современных российских социально-трудовых отношениях // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-139 (дата обращения: 25.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 368 | За неделю: 368 | Всего: 368


Комментарии (0)