ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Механизм реализации Белорусским государством информационной функции государства
Перожок Э. А. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Информационная функция государства реализуется в различных областях государственных общественных отношений и конкретизирует сущность государства. Дальнейшее развитие и реализация информационной функции государства будет способствовать решению задач по разработке и принятию нормативных правовыхактов движения к информационному обществу, охватывающей все области информационного пространства, а также регулированию процессов обработки, распространения и использования информации всеми социальными институтами и гражданами страны.

Ключевые слова: информация, функции государства


 

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ БЕЛОРУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Э.А. Перожок, студентка 5 курса
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Научный руководитель Л.Т. Кевляк,магистр юридических наук, cтарший преподаватель кафедры теории государства и права УО «ГрГУ имени Янки Купалы»

Сегодня современное государство выполняет разнообразные действия во всех сферах общественной жизни. Большей частью эти действия представляют собой реакции на потребности дня сегодняшнего. Так как государство – это результат развития общества, форма его организации, то, выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Республики Беларусь [1, c.41].С момента возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной и налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т.п. Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития. Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, то есть как реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном аппарате и политической системе общества. Стоит отметить, что информация, средства связи, научно- технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание государства и права [2].

Важность и значимость информационной функции в роли белорусского государства сомнений не вызывает. На информации основана деятельность законодательной власти: принятию законов предшествует сбор и обработка информации (социальной, экономической, политической), сам текст закона является правовой информацией, которую государство распространяет, прежде всего, официально, а также популяризирует. Но более показательно и масштабно информационная функция государства проявляется в деятельности органов исполнительной власти, которые постоянно осуществляют информационную деятельность, часто не придавая ей самостоятельного значения. В частности, в индустриальном обществе одной из первых и притом важнейшей предпосылкой самого планирования и регулирования промышленного производства и распределения продукции было ведение учета, а именно: предприятий и их оснащения; занятой на них рабочей силы; топлива, сырья и других предметов производственного снабжения; имеющихся запасов промышленных товаров и продукции, которая выпускается. Учет имеющихся ресурсов был неразрывно связан с выяснением и оценкой потребности в них, производственного и потребительского спроса. Эта функция государства еще в начале ХХ ст. была известна под названием «учетная» и является не чем иным, как производной информационной функции[3, с. 332]. В настоящее время учетная функция продолжает сохранять свои позиции, в особенности в экономической сфере. Основным способом выполнения этой функции является регистрация, а именно ведение государственных кадастров, реестров и регистров. Государство регистрирует субъектов экономической деятельности, отдельные виды продукции (товаров, услуг), объекты права, правоустанавливающие документы, лицензии, патенты и т.п. Можно выделить также и другие производные информационной функции − мониторинг, освещение деятельности органов власти в средствах массовой информации и т.п. Доказательством того, что информационную функцию выполняют органы всех ветвей государственной власти, является активно реализованная в мире концепция «электронного государства», суть которой состоит в активном использовании всеми государственными органами в своей повседневной деятельности информационно-коммуникационных технологий [4, c. 202].

Стоит отметить, что одной из целей современного белорусского государства является проведение единой информационной политики. В Конституции Республики Беларусь содержится ряд статей, регламентирующих эту сферу как прямо, так и косвенно. Так, в Конституции Республики Беларусь закрепляются основные положения субъектов в сфере информационных отношений, которые базируются на свободе личности и открытости информации (ст. 28, ст. 33-34) [5]. Положения, раскрывающие сущность и информационную политику государства содержатся в Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы отражены основные направления развития информационного общества, посредством которых и происходит реализация информационной функции государства. К ним относятся: развитие электронной торговли в части электронных государственных закупок, упрощение торговых и транспортных процедур; развитие единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи; развитие человеческого капитала; развитие электронного здравоохранения; развитие электронного образования; развитие электронной занятости и социальной защиты населения[6].

Значимость информационной функции государства проявляется в действиях всех ветвей государственных органов власти и реализуется в таких направлениях: 1) создание информации (условно ее можно назвать первичной) − государство непосредственно создает нормативные правовые акты, информация для которых берется, разумеется, извне; 2) сопровождение информации, которая имеет государственное значение (прежде всего, производные функции учета, контроля, мониторинга; 3) открытость органов государственной власти для граждан; 4) сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации функций государства; 5) создание специализированных структур в сфере информации и регулирование их деятельности – средств массовой информации (телевидение, радио, печатная продукция), архивов, библиотек, учреждений культуры, образования (массовая информация и распространение знаний); 6) информационный обмен между органами государственной власти; 7) использование информации во внутренних интересах государства, для выполнения всех других государственных функций; 8) сохранение информации на разных стадиях информационного процесса; 9) переработка информации и создание новой (например, решения исполнительной власти, судебных органов) [4, с.205].

Главными целями в сферереализации информационной функции можно определить информационное обеспечение деятельности органов государства; информационное обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного пространства. Основными задачами государства в механизме реализации информационной функции являются: построение единой информационной системы, охватывающей всю территорию, деятельность высших государственных органов власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Республики Беларусь; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции Республики Беларусь в мировое информационное пространство [1, с.42].

Важнейшими сферами информационной функции государства являются также расширение использования документов в электронной форме; получение необходимой информации из банков данных в информационных сетях; государственная поддержка развития социально значимой информации, которая необходима не только органам государства, но и населению (в целях обеспечения конституционного права граждан на информацию). Реализация информационной функции позволит также определить цели и разработать государственную политику по отношению к глобальным информационным сетям типа Интернет, другим новым информационным технологиям; будет способствовать формированию информационного общества вРеспублике Беларусь.

Особое значение приобретает реализация государством практических мер, обещающих быструю отдачу в таких отраслях, как управление информацией на всех уровнях системы государственной власти; регулирование рынка информационных технологий, продуктов и услуг; формирование демократической системы информирования общества и совершенствование деятельности СМИ; развитие информационных систем образования и науки [1, с.42].

Хотелось бы отметить, что информационная функция белорусского государствареализуется в основных направлениях деятельности государства по развитию информационной сферы Республики Беларусь, которая охватывает всю совокупность общественных отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей и использованием информации во всех видах общественных отношений: социальных, правовых, научных, образовательных, управленческих и др. Например, Р.Х. Макуев, считает, что «информационные потоки и механизм их упорядочения занимают в жизни общества важное место и приобретают всевозрастающее значение [7, с.107]. Реализация данной функции предполагает: обеспечение свободного доступа пользователей к информации путем постоянного ее накопления, обновления и распространения; дальнейшее развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальный потенциал социально- экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах; обеспечение координации и поддержки научно- исследовательских работ и производств по созданию новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем; повышение уровня образования населения и квалификации работников; укрепление материально- технических, финансовых, организационно - правовых, кадровых и научных основ информатизации; организацию единой системы обеспечения защиты информации и информационной безопасности; создание эффективной системы реализации прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития [1, с.43].

Однако, на наш взгляд, одним из главных направлений реализации информационной функции является правотворческий процесс. Можно утверждать, что в этой сфере законодательно не урегулированы проблемы таких институтов, как информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения; средства массовой информации; реклама; информационная безопасность и защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Таким образом, информационная функция государства реализуется в различных областях государственных общественных отношений и конкретизирует сущность государства. Дальнейшее развитие и реализация информационной функции государства будет способствовать решению задач по разработке и принятию нормативных правовыхактов движения к информационному обществу, охватывающей все области информационного пространства, а также регулированию процессов обработки, распространения и использования информации всеми социальными институтами и гражданами страны.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Просвирнин, Ю.Т. Информационная функция государства / Ю.Т. Просвирин // Журнал российского права. –  № 3. – 2002. – С.41 – 43.
  2. Бачило, И.Л. Глобальная информатизация и право [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.fact.ru /num05/batchilo.html. – Дата доступа: 24.02.2016.
  3. Венедиктов, А. В. Организация государственной промышленности в СССР : в 2 т. / А. В. Венедиктов. – Т. 1. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. – 764 с.
  4. Павленко, Ж.А. Понятие информационной функции государства / Ж.А. Павленко // Проблемы законности. – № 117. – 2011. – С. 202 – 211.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм.и доп.): Принята на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г. В ред. Решения респ. референдума 17 окт. 2004г. – Минск: Амалфея, 2004
  6. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF. – Дата доступа : 05.04.2016.
  7. Макуев, Р.Х. Теория государства и права: учебник / Р.Х. Макуев. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Юристъ,  2006. –  640 с.

Библиографическая ссылка

Перожок Э. А. Механизм реализации Белорусским государством информационной функции государства // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-138 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 420 | За неделю: 420 | Всего: 420


Комментарии (0)