ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Политические науки
Основные направления реформы системы защиты детства в Республике Беларусь
Кашлей К. 1

1. ЧУО «БИП – Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Реформа защиты детства должна включать в себя следующие направления: совершенствование государственной поддержки семей, воспитывающих детей; укрепление семьи и профилактику социального сиротства; внедрение межведомственных процедур выявления и признания детей, находящимися в социально-опасном положении, нуждающимися в государственной защите; развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разукрупнение и оптимизацию сети детских интернатных учреждений; постинтернатное сопровождение и поддержку выпускников интернатных учреждений; профилактика безнадзорности, беспризорности, а также противоправного поведения несовершеннолетних; раннее выявление и учет детей с особенностями психофизического развития; внедрение принципов ювенальной юстиции в работу с несовершеннолетними преступниками; противодействие торговле детьми и распространению детской порнографии; государственную поддержку материнства и детства, охрану здоровья матери и ребенка, создание условий для рождения здоровых детей, уменьшение числа детей-инвалидов, сокращение младенческой и детской смертности; развитие психосоциальной помощи детям раннего возраста; расширение услуг по охране здоровья подростков; расширение услуг по тестированию на ВИЧ для детей, профилактика ВИЧ – инфекции среди женщин и детей; предупреждение йододефицитных заболеваний.

Ключевые слова: права ребенка, защита детства


 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

К.Кашлей, студентка 6 курса, Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: И.К.Комарова

к. филос.н., зав. каф. философии, политологии

 и психологии, Гродненский филиал БИП

 

Становление правового демократического государства в Республике Беларусь требует серьезной переоценки отношения государства к правам и свободам каждой личности, в особенности несовершеннолетнего. В нашей стране были признаны международно-правовые стандарты прав человека, в Конституции Республики Беларусь закреплены совокупность основных прав и свобод, признаваемых во всех демократических странах, что способствует активизации личности в различных сферах государственной и общественной жизни.

Однако сегодня ситуация в области прав человека в Республике Беларусь остается сложной и противоречивой. С одной стороны, проделана серьезная работа по приведению внутреннего законодательства в данной сфере в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. С другой стороны, многие из этих норм носят декларативный характер. К числу проблем, сдерживающих темпы реформирования системы охраны детства, относятся: отсутствие единого, постоянно действующего государственного органа, определяющего государственную политику в данной сфере и координирующего усилия всех заинтересованных государственных и негосударственных органов и организаций; недостаточный уровень подготовки специалистов отраслей, участвующих в обеспечении функционирования системы охраны детства, в вопросах использования эффективных технологий в работе с неблагополучными семьями и в выборе мер, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, наилучшие интересы ребенка; отсутствие утвержденных критериев оценки положения в семье и стандартных процедур  при выявлении случаев ущемления прав и законных интересов детей и выборе мер реагирования, обеспечивающих наилучшие интересы ребенка.

Под реформой системы охраны детства понимается процесс, обеспечивающий создание: дополнительных условий для укрепления семьи; дополнительных мер поддержки семей, воспитывающих детей с особыми потребностями; служб по оказанию помощи семье и детям; мер, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание детей; мер, направленных на развитие услуг детям, находящимся в социально опасном положении и детям с особыми потребностями; дополнительных условий для деинституционализации детей. Интересы ребенка подлежат охране в соответствии с положениями международной Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Республикой Беларусь и с нормами Конституции государства. Свое развитие международные нормы, касающиеся защиты прав детей, получили в Конституции, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка». Основные работы по реформе системы защиты детства были инициированы Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Разработана президентская программа «Дети Беларуси», сформирована новая система работы с неблагополучными семьями, создана система постинтернатного сопровождения детей. Также протоколом поручений Президента Республики Беларусь предусмотрена оптимизация сети интернатных учреждений и поэтапный перевод воспитанников из числа детей-сирот на семейные формы воспитания. Реформирование системы защиты детства в Беларуси осуществляется в соответствии с Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав и на основе целевых программ [1, с. 296].

Начало процессу реформирования системы охраны детства было положено еще в 1993 г. с принятием Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Этот закон положил начало формированию новой государственной политики в отношении детей, отразившую основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», которую Республика Беларусь ратифицировала в 1990 г. [2, с. 123].

Основные направления реформы системы защиты детства были определены и закреплены в следующих государственных документах последних лет:

- Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012-2016 годы;

- Президентская программа «Дети Беларуси»;

- Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2010-2015 годы;

- Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2011-2015 годы;

- Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы;

- Национальная программа демографической безопасности на 2011-2015 годы;

- Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»;

- Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь»;

- Закон Республики Беларусь от 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. №3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;

- Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» [3, с. 5].

В каждом областном центре Республики Беларусь работают Уполномоченные Национальной комиссии. Национальная комиссия по правам ребенка обеспечивает мониторинг реализации Конвенции о правах ребенка, частично выполняя функции института Уполномоченного по правам ребенка. В г. Минске работает Приемная Национальной комиссии по правам ребенка.

На протяжении последних лет были внесены значительные изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, направленные на повышение ответственности родителей за воспитание детей и развитие семейных форм устройства детей-сирот на воспитание. Согласно Указам Президента Республики Беларусь 2006 год был объявлен Годом матери, 2007 год – Годом ребенка, 2008 год – Годом здоровья, 2011 г. – Годом семьи. В стране были разработаны республиканские, региональные и ведомственные планы мероприятий по тематике года. Это стало продолжением целенаправленной государственной политики по всесторонней защите семьи и детства и позволило в первоочередном порядке обеспечить выполнение мероприятий комплексно-целевых программ, направленных на создание социально-экономических условий для повышения рождаемости и укрепления семьи, интеллектуального и физического развития, духовно-нравственного воспитания.

Реализация названных стратегических документов определила позитивные тенденции и результаты в сфере охраны детства:

  • уменьшение количества интернатных учреждений и числа детей, в них воспитывающихся (на 27% по сравнению с 2004 годом);
  • обеспечение для вновь осиротевших детей приоритета семейных форм устройства на воспитание (более 73% детей названной категории передается в семьи);
  • развитие форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых на профессиональной основе: приемные семьи, детские дома семейного типа, детские деревни или городки (41% от общего числа детей названной категории воспитывается в таких семьях);
  • рост национального усыновления (на 32% по сравнению с 2004 годом);
  • снижение уровня преступности среди несовершеннолетних (на 34% по сравнению с 2004 годом);
  • отсутствие беспризорности как массового явления;
  • создание условий для организации обучения и оказания помощи детям с нарушениями развития по месту их жительства с учетом их особых потребностей и возможностей;
  • выживаемость детей, страдающих онкогематологическими заболеваниями, составляет 72%, и по этому показателю Беларусь занимает второе место в Европе;
  • показатель младенческой смертности снизился до 3 на 1000 родившихся живыми детей (с учетом родившихся с массой тела 500-1000 г) [4, с. 68].

Реформирование работы по охране детства осуществляется планово. Основными участниками этого процесса стали: Администрация Президента Республики Беларусь, Национальное Собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, определяющие основные направления государственной политики в сфере защиты детства; министерства образования, юстиции, внутренних дел, здравоохранения, труда и социальной защиты, Генеральная Прокуратура Республики Беларусь, анализирующие положение детей в рамках своей компетенции и разрабатывающие стратегию реформирования системы защиты детства через подготовку проектов нормативных правовых актов и государственных программ. На уровне регионов координаторами реформы выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые осуществляют практические меры по реформированию системы охраны детства.

В данный процесс активно вовлекаются республиканские и местные средства массовой информации, общественные организации и фонды. Значительная помощь в реформировании системы охраны детства оказана Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ, Шведским международным агентством по развитию SIDA.

Следует признать, что механизм реализации прав несовершеннолетних - это политико-правовой механизм. Защита прав человека и гражданина, в том числе и несовершеннолетнего человека, неотделима от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и возможна лишь в контексте принципов правового и социального государства. Такое государство должно создать механизмы, которые обеспечат переход от декларации к реальному воплощению и позволят осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних. В Республике Беларусь Национальная комиссия является основным специальным органом по правам ребенка.

Этика приоритета для детей требует, чтобы защита жизни и развития молодого  поколения являлись первоочередными задачами государства, семьи, школы. В последние годы в Республике Беларусь наблюдается тенденция к созданию службы уполномоченных на государственном уровне (омбудсменов).  Сегодня государственная политика в области прав ребенка требует  выработки   новой концептуальной профессиональной позиции.

По нашему мнению, реформа защиты детства должна включать в себя следующие направления: совершенствование государственной поддержки семей, воспитывающих детей; укрепление семьи и профилактику социального сиротства; внедрение межведомственных процедур выявления и признания детей, находящимися в социально-опасном положении, нуждающимися в государственной защите; развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разукрупнение и оптимизацию сети детских интернатных учреждений; постинтернатное сопровождение и поддержку выпускников интернатных учреждений; профилактика безнадзорности, беспризорности, а также противоправного поведения несовершеннолетних; раннее выявление и учет детей с особенностями психофизического развития; внедрение принципов ювенальной юстиции в работу с несовершеннолетними преступниками; противодействие торговле детьми и распространению детской порнографии; государственную поддержку материнства и детства, охрану здоровья матери и ребенка, создание условий для рождения здоровых детей, уменьшение числа детей-инвалидов, сокращение младенческой и детской смертности; развитие психосоциальной помощи детям раннего возраста; расширение услуг по охране здоровья подростков; расширение услуг по тестированию на ВИЧ для детей, профилактика ВИЧ – инфекции среди женщин и детей; предупреждение йододефицитных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лукашева, Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти / Е.А. Лукашева. – М.: МГУ, 2009. – 312 с.
  2. Осуществление конвенции о правах ребенка в Республике Беларусь. Положение детей в Республике Беларусь в 2015 году: доклад. – Минск: Национальный институт образования, 2016. – 118 с.
  3. Погорелова, О.А. Основы охраны детства: курс лекций для студентов педагогического факультета, слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров / О.А. Погорелова, И.Р. Дзик. – Барановичи: Редакционно-издательский отдел БарГУ, 2008. – 227 с.
  4. Дети и Повестка дня на XXI век: руководство по проблемам ЮНИСЕФ в глобальном плане действий по окружающей среде и развитию в XXI веке, принятом на саммите «Планета Земля». – Женева: Викс, 2004. – 159 с.

 


Библиографическая ссылка

Кашлей К. Основные направления реформы системы защиты детства в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-135 (дата обращения: 24.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 402 | За неделю: 402 | Всего: 402


Комментарии (0)