ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Некоторые проблемы законодательного закрепления определения и принципов экономической основы местного самоуправления
Макаревич Е. С. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Автор полагает необходимым закрепление в законодательстве легального понятия и принципов экономической основы местного самоуправления. Под экономической основой местного самоуправления следует понимать совокупность правоотношений, складывающихся в результате деятельности местного населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению коммунальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения.

Ключевые слова: экономическая основа местного самоуправления


 

 

Некоторые проблемы законодательного закрепления определения и принципов экономической основы местного самоуправления

Е. С. Макаревич, студентка 2 курса, юридического факультета

Гродненского Государственного Университета имени Янки Купалы

Научный руководитель: О. Н. Евдокименко,

старший преподаватель ГрГУ имени Янки Купалы

 

 

Рассматриваются проблемы законодательного определения понятия экономической основы местного самоуправления в Республике Беларусь. Автор предлагает закрепить на законодательном уровне определение экономической основы местного самоуправления и перечень принципов ее формирования.

Одним из важнейших аспектов деятельности местного самоуправления является экономическое обеспечение его функционирования. Именно экономическая база местного самоуправления делает его реальным и во многом обеспечивает его эффективность. В связи с этим особую актуальность имеют проблемы законодательного закрепления определения экономической основы местного самоуправления и принципов ее формирования.

Законодательство Республики Беларусь не содержит четкого легального определения понятия экономической основы местного самоуправления, также в законодательстве отсутствует и перечень ее принципов.

В Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» раскрывается понятие экономической основы местного самоуправления: экономическую основу местного управления и самоуправления составляют коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством [1, ст.54 ].

Данное определение сводиться исключительно к перечислению компонентов, составляющих экономическую основу местного самоуправления, и не отражает сущности данного явления.

В законодательстве Российской Федерации дано аналогичное определение экономической основы, которое также сводиться к перечислению ее компонентов: экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований [2, ст.4].

Различные определения экономической основы местного самоуправления можно найти в трудах ученых-правоведов.

Так, Г. В. Барабашев считает, что экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием, управлением и использованием муниципальной собственности и финансовых средств муниципального образования, а также отношения, возникающие в связи с управлением и пользованием государственными материальными и финансовыми средствами, переданными органам местного самоуправления в соответствии с законом [3, с. 126].

В. Н. Бутов считает, что понятие экономической основы местного самоуправления следует рассматривать в материальном и формальном смысле. В материальном смысле экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность фактически существующих в муниципальном образовании финансовых средств, имущества различных форм собственности, объектов инфраструктуры, использование которых позволяет решать вопросы местного значения и осуществлять переданные органам местного самоуправления государственные полномочия. В формальном смысле экономическая основа местного самоуправления – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования [4, с. 151].

Н. В. Талалаев полагает, что понятие экономической основы местного самоуправления следует определять через совокупность общественных отношений, складывающихся в местном самоуправлении. Он определяет экономическую основу местного самоуправления следующим образом: экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности жителей, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения [5, с.112].

Полагаем, что данное определение наиболее полно раскрывает сущность понятия экономической основы местного самоуправления.

Что касается принципов экономической основы местного самоуправления, то в Республике Беларусь они также законодательно не определены.

В. Н. Бутов считает, что, общими экономическими принципами организации местного самоуправления являются:

1) признание и защита муниципальной собственности наравне с другими формами собственности;

2) самостоятельность управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета;

3) наличие у каждого муниципального образования собственного бюджета (местного бюджета);

4) нахождение в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных Законом о местном самоуправлении;

5) недопустимость определения органами центральной власти объемов расходов за счет средств местных бюджетов [4, с.154].

Е. Н. Козлова считает, что, при формировании экономических основ местного самоуправления используются следующие принципы:

1) принцип достаточности ресурсов муниципального образования;

2) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования;

3) принцип инфраструктурной целостности;

4) принцип сбалансированности местного бюджета;

5) принцип финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления и т. п. [6, с.140].

В Европейской хартии местного самоуправления определены следующие принципы:

1) органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

2) финансовые средства органов должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

3) часть финансовых средств органов местного самоуправления должны поступать от местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, установленных законом;

4) финансовые системы, на которых основываются средства местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими;

5) защита более слабых муниципальных образований, для чего вводятся процедуры финансового выравнивания [7, с.78].

Г. В. Барабашев говорит, что экономические основы местного самоуправления формируются и задаются на основе следующих принципов:

1) принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономического пространства;

2.) принцип достаточности ресурсов;

3.) принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории;

4) принцип инфраструктурной целостности;

5) принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности;

6) принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления [3, с.128].

Таким образом, полагаем необходимым закрепление в законодательстве легального понятия и принципов экономической основы местного самоуправления.

Под экономической основой местного самоуправления следует понимать совокупность правоотношений, складывающихся в результате деятельности местного населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению коммунальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения.

Необходимо закрепить следующие принципы экономической основы местного самоуправления:

1) принцип финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления в сочетании с принципом единства экономического пространства;

2) принцип достаточности ресурсов местного самоуправления;

3) принцип соразмерности финансовых средств органов местного самоуправления предоставляемым им полномочиям;

4) принцип сбалансированности местного бюджета;

5) принцип ограниченности ресурсов территорией муниципального образования;

6) принцип инфраструктурной целостности;

7) принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования коммунальной собственности;

8) принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., №108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2014 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон Российской Федерации, 24 сен. 2003 г., № 131-ФЗ // Консультант Плюс: Россия. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РФ. – Москва, 2016.

3. Барабашев, Г. В. Местное самоуправление / Г. В. Барабашев. – Минск: Норма, 1996. – 168с.

4. Бутов, В. Н. Основы местного самоуправления / В. Н. Бутов, Г. А. Васильева. – Челябинск: Асар, 2007. – 241с.

5. Талалаев, Н. В. Понятие экономической основы местного самоуправления в юридической литературе / Н. В. Талалаев. – Москва: Феникс, 2010. – 134.

6. Козлова, Е. Н. Конституционное право России / Е. Н. Козлова, О. Е. Кутафин. – Москва: Феникс, 1999. – 168с.

7. Европейская хартия местного самоуправления: Совершена г. Страсбург, 15 октября 1985 г. // ГАРАНТ-СЕРВИС: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: http//base.garant.ru/2540485/. Дата доступа: 10.03.2016.


Библиографическая ссылка

Макаревич Е. С. Некоторые проблемы законодательного закрепления определения и принципов экономической основы местного самоуправления // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-132 (дата обращения: 19.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 348 | За неделю: 348 | Всего: 348


Комментарии (0)