ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Инновация как фактор конкурентоспособности
Ковалевская М. С. 2, Козлов С. Н. 1

1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь
2. Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Резюме:

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех определяющих факторов конкурентоспособности, одним из которых является внедрение инноваций.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновации


 

ИННОВАЦИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

М. С. Ковалевская, С.Н. Козлов, студенты 2 курса.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Научный руководитель: Карпинская Елена Вацлавовна,

к.с/х.н., доцент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Конкурентоспособность – это критерий, который наиболее полно отражает эффективность деятельности экономического субъекта. На сегодняшний день в сложившихся экономических условиях повышение конкурентоспособности стало проблемой для многих предприятий из-за отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.

Обеспечение устойчивой конкурентоспособности – одна из приоритетных задач, стоящих перед предприятием. Ее достижение, как правило, сопровождается не за счёт преимущества в одном из определяющих факторов, а в силу приоритета в нескольких детерминантах конкурентоспособности. Это позволяет уменьшить зависимость от конъюнктурных колебаний факторов конкурентоспособности.

Основной целью внутрикорпоративного управления должно быть повышение прибыльности предприятия в условиях конкурентной борьбы, т.е. рост эффективности производства. Уровень конкурентной борьбы оказывает существенное влияние на инновационную активность: чем он выше, тем больше стремление к осуществлению инноваций. Благодаря результатам действия инноваций для предприятий открываются новые рынки и увеличиваются масштабы деятельности.

Компании, имеющие небольшую долю рынка, следует сосредоточить свои усилия на одной конкурентной нише, разработав четко концентрированную стратегию. Компания с большой долей на рынке может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.

Государственным организациям и институтам для создания инновационных конкурентных преимуществ целесообразнее проводить комплексную политику за счёт:

  • применения финансово-кредитных рычагов стимулирования инноваций;
  • продвижения системы стандартов качества;
  • кооперации сил государственных органов, бизнеса, университетов в процессе разработки и передачи технологий.

Создание экологически чистых технологий, рост затрат фирм на повышение квалификации, переподготовку и подготовку кадров, создание наукоемких производств, направление инвестиций в НИОКР также способствуют реализации конкурентных преимуществ.

Наибольшее влияние предприятиям необходимо уделять функциональным нововведениям. Таким, как испытание новых форм организации деятельности, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества, т.к. они требуют менее значительных затрат и меньшего отрезка времени нежели системные.

В Республике Беларусь, как и во многих странах с переходной экономикой, велико влияние факторов инновационного развития. Это объясняется тем, что на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации и управлении производством, приходится значительный процент прироста ВВП.

Согласно Глобальному индексу инновационного потенциала, который представляет собой соотношение затрат и эффекта, Беларусь занимает 53 место из 143 по состоянию на 2015 год [1]. В 2013 году страна занимала 77 позицию, таким образом, за прошедшее время наблюдается перемещение на 24 позиции вверх.

Беларусь обладает значительным инновационным потенциалом, достаточным для опережающего экономического роста. Этому способствует высокий уровень образования населения, который обусловливает наличие квалифицированных трудовых ресурсов. Наличие собственных технологических разработок по ряду перспективных направлений отражает  научно-технический потенциал, который может обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка. Однако в НСУР-2030 акцентируется внимание на проблеме недостаточно полного задействования научно-технического потенциала страны. Сдерживающим фактором его развития отмечается недостаточность финансирования инновационной деятельности. Доля затрат на НИОКР в ВВП по-прежнему остается невысокой – 0,7%, что ниже порога экономической безопасности в 1% [2].

Начиная с 2012 г. удельный вес инновационно активных производственных предприятий неуклонно снижается и достиг в 2014 г. 20,9% (22,7% в 2011 г.).

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех определяющих факторов конкурентоспособности, одним из которых является внедрение инноваций.

Литература

  1. Глобальный индекс инновационного потенциала // The Global Innovation Index [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.globalinnovationindex.org/content/page/GII-Home. – Дата доступа: 27.03.2016.
  2. Короткевич А. Инновационный потенциал Беларуси и проблемы его вовлечения в национальную экономику / Наука и инновации. – 2015. – №11(153). – С.37.

Библиографическая ссылка

Ковалевская М. С., Козлов С. Н. Инновация как фактор конкурентоспособности // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-130 (дата обращения: 24.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 324 | За неделю: 324 | Всего: 324


Комментарии (0)