ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Анализ эффективности функционирования туристического кластера «Зеленый оберег Гродно» (Республика Беларусь)
Сергиеня Т. А. 1

1. Барановичский государственный университет

Резюме:

Проведенный SWOT-анализ позволил более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус кластера «Зеленый оберег Гродно» и особенности его рыночного окружения. Необходимо отметить, что туристическая дестинация «Зеленый оберег Гродно» является конкурентоспособной на республиканском рынке туристических услуг, имеет свои особенности и дальнейший потенциал развития. Исходя из проведенного SWOT-анализа, были сформированы основные направления стратегии развития кластера «Зеленый оберег Гродно», которые включают совершенствование маркетинговой деятельности, финансовой деятельности, подготовки кадров и совершенствование организационной культуры, оказание должного внимания человеческому фактору, а также определение приоритетных направлений инвестирования.

Ключевые слова: туристическая деятельность, туристический кластер «Зеленый оберег Гродно»


 

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА «ЗЕЛЕНЫЙ ОБЕРЕГ ГРОДНО» (РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ)

 

Т. А. Сергиеня, студентка 4 курса.

 Барановичский Государственный Университет

Научный руководитель В. Н. Кременевская,

преподаватель кафедры теоретической и прикладной экономики,

Барановичский Государственный Университет

 

 

Туризм является одним из основных факторов развития и ускорения социально-экономических процессов, протекающих на региональном уровне. Активное развитие туризма в мире приводит к тому, что все большее число дестинаций доступны для туристов, при этом все меньшими особенностями обладают отдельные места отдыха. Это обусловливает создание абсолютно нового и уникального турпродукта, помогающего позиционировать и отличать себя от конкурентов.

Стратегия развития туристской дестинации «Зеленый оберег Гродно» разработана в рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН. Национальной исполняющей организацией проекта выступает Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [1, с. 4].

Кластер «Зеленый оберег Гродно» является зарождающимся кластером. В нем есть необходимая «критическая масса» потенциальных участников, но взаимодействие и кооперация между ними не вполне налажена. Данный кластер находится на стадии расширения экономических связей, так же происходит расширение состава участников кластера для того, чтобы создать конкурентоспособный экотуристический продукт и обеспечить работу «туристской цепочки потребительских ценностей», предполагающей наличие всех необходимых элементов для качественного обслуживания туристов.

Наиболее вероятная модель развития кластера предполагает кооперативный подход. Инициаторами создания кластера стали общественная структура (ГООО «Усадьбы Гродненщина») и фермерское хозяйство (КФХ «Райская долина»), а в инициативную группу вошли представители самых различных организаций и социальных групп.

Предпосылками для создания туристического кластера послужили все ресурсы дестинации. Это – природное богатство, экологические маршруты, органическая еда, здоровый образ жизни историко-культурное наследие и т.п.  

На его территории находятся Республиканский ландшафтный заказник «Озеры», «Котра», Пореческий ботанический заказник, биологический заказник «Гожский», лесные массивы Гродненской и Котранской пущ, река Котра с притоками, озера Белое, Рыбница, Вязовское, Молочное, Долгое (группа озер моренного происхождения) и др. На вышеперечисленных объектах туристической дестинации создана экотропа, разработаны туристические маршруты, есть определенная инфраструктура. Создание кластера расширит спектр предлагаемых экотуристических услуг и сделает дестинацию более привлекательной.

С целью определения эффективности функционирования, а также выявления основных путей развития туристического кластера «Зеленый оберег Гродно», был проведен SWOT-анализ с характеристикой внутренней и внешней среды дестинации.

В дестинации есть ряд образовательно-просветительских структур, которые обеспечивают наиболее современные подходы в развитии экотуризма. Это – Гродненское общественное объединение молодых ученых «ВИТ», которое помогает в разработке концепций развития туризма, описанию и оценке историко-культурных и природных объектов региона. Особую роль в формировании экологического сознания молодого поколения и пропаганде здорового образа жизни играет Гродненский областной эколого-биологический центр детей и молодежи по вопросам экологического воспитания.

К числу лучших здравниц Гродненской области относится санаторий «Поречье» УП «Белагроздравница» (250 мест), расположенный в д. Поречье в 30 км от городо Гродно. В д. Поречье действует санаторий «Свитанок» ОАО «Белкард» (100 мест). Детский оздоровительный центр»Озеры» (144 места) действует на озере Белое в д. Озеры.

Особую роль в повышении образовательного уровня дестинации играет Гродненский государственный аграрный университет и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Они организуют производственные практики студентов на территории дестинации, выполняют научно-исследовательские работы, связанные с развитием агро- и экотуризма.

Формой управления туристской дестинации был выбран Совет туристской дестинации «Зеленый оберег Гродно», созданный при ОО «Усадьбы Гродненщины». Все партнеры туристской дестинации объединяются в рабочие группы, каждая из которых изучает ту или иную проблему, привлекает экспертов, готовит предложения и выносит их на общее обсуждение.

Основными направлениями развития туризма в кластере «Зеленый оберег Гродно» являются: познавательный туризм; познавательно-рекреационный туризм; семейный; индивидуальный; событийный туризм, спортивный, пешеходный и велосипедный туризм.

Что касается инфраструктуры туроперейтинга, то на территории дестинации нет ни одной туристической фирмы, которая могла бы предложить купить местный турпродукт. Однако попытки создать хорошее предложение для туристов в дестинации предпринимает несколько фирм г. Гродно. Одним из партнеров дестинации является турфирма «Мерцана».

Организацией экологического туризма в регионе занимается ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Озеры». Имеется экотропа, платные туристические стоянки, прокат лодок, катера. По пешеходным маршрутам заказника ежегодно проходят до 1 тыс. экотуристов.

В социальной сети создана группа Зеленый оберег Гродно https://www.facebook.com /Зеленый-оберег-Гродно-туристическая-дестинация-1481636988755976/. Гродно принимал участие в весенней выставке «Экологическое сознание: необходимость и сущность», приуроченную к Международному дню экологического образования.

В плане формирования профессиональных компетенций участников зарождающегося кластера дестинации следует подчеркнуть наличие опыта участия в международных проектах: «Стимулирование агротуризма, экотуризма и этнотуризма в сельской местности в Гродненской области через межсекторальное сотрудничество и партнерство» (Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии), организованных семинаров и образовательных поездках за рубеж в проектах трансграничного сотрудничества «Неизвестная Европа», «Коммуникация без границ», в семинарах и поездках в соседние страны для изучения опыта развития агроэкотуризма в рамках проекта «Местное предпринимательство и экономическое развитие». Программа трансграничного сотрудничества Латвия-Литва-Беларусь в рамках Европейской инициативы добрососедства и партнерства. Программы развития ООН и Европейского Союза «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» и др.

Маркетинговые мероприятия ежегодно финансируются за счет выделенных средств из местного бюджета, внебюджетных средств отдела образования, спорта и туризма РИК, спонсорских средств, проектов международного сотрудничества.

Финансирование создания и развития кластера «Зеленый оберег Гродно» проходит в рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», а также осуществляется частное финансирование.

Деятельность кластера «Зеленый оберег Гродно» в первую очередь направлена на въездной и внутренний туризм, соответственно, основными конкурентами дестинации являются туристические предприятия развивающие данные направления туризма. В рамках проекта USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемого Программой развития ООН, в Брестской и Гродненской областях создано 17 кластеров.

По итогам анализа посетителей Гродненской области было выделено 4 основных сегмента: семейный отдых на природе, познавательный туризм, событийный туризма, туристы из России и дальнего зарубежья и пешеходный туризм. Ключевыми сегментами потребителей за счет, которых будет происходить увеличение количества размещенных в дестинации туристов, являются: граждане Республики Беларусь; групповые, семейные и индивидуальные туристы из России и ближнего зарубежья; туристы из дальнего зарубежья и Республики Польша.

В результате анализа кластера «Зеленый оберег Гродно» были выявлены сильные и слабые стороны, а также определены возможности и угрозы, представленные ниже.

Сильные стороны:

- высокая концентрация памятников культуры и природы;

- привлекательная природа и чистый район;

- наличие фестивалей и праздников;

- разработанные велосипедные и пешеходные маршруты подкреплены картами;

- возможность совместить отдых с оздоровлением, пользуясь услугами санаториев.

Слабые стороны:

- недостаточная рекламная политика;

- слабые каналы сбыта;

- существенная зависимость от рынка потребителей;

- отсутствие высококвалифицированных кадров.

Возможности:

- подготовка и переподготовка кадров для туристической индустрии;

- развитие объектов туристической индустрии;

- участие в международных конкурсах;

- расширение участников кластера.

Угрозы:

- зависимость от колебаний цен на туристский продукт;

- вхождение на рынок сильного конкурента;

- изменение законодательства в сфере агроэкотуризма;

- ухудшение экологической обстановки.

Исходя из анализа, необходимо отметить, что в кластере «Зеленый оберег Гродно» практически полностью не выполняется ряд функций: оперативное и стратегическое маркетинговое планирование, финансовое планирование, кадровый срез.

Исходя из проведенного SWOT-анализа, можно сформировать стратегию развития кластера «Зеленый оберег Гродно»:

  1. Поддерживать имидж кластера «Зеленый оберег Гродно» как дестинации с хорошим сервисом и сложившейся солидной репутацией на рынке туристических услуг. Для этого необходимо уделять большое внимание общей концепции рекламной деятельности.
  2. Развитие объектов туристической индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от реализации туристических услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.
  3. Подготовка и переподготовка кадров для туристической индустрии повысит качество туристических услуг, будет способствовать увеличению занятости населения, в первую очередь молодежи.
  4. Улучшение организационной культуры кластера «Зеленый оберег Гродно», то есть необходимо повысить уровень заинтересованности администрации в эффективности работы.
  5. Реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма.
  6. Организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне его (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках.

Соответственно, выполнение указанных пунктов позволит создать более перспективную и эффективную деятельность по развитию кластера «Зеленый оберег Гродно», в максимальном выполнении которой будет объективно заинтересован весь персонал, а также и администрация.

Таким образом, проведенный SWOT-анализ позволил более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус кластера «Зеленый оберег Гродно» и особенности его рыночного окружения. Необходимо отметить, что туристическая дестинация «Зеленый оберег Гродно» является конкурентоспособной на республиканском рынке туристических услуг, имеет свои особенности и дальнейший потенциал развития. Исходя из проведенного SWOT-анализа, были сформированы основные направления стратегии развития кластера «Зеленый оберег Гродно», которые включают совершенствование маркетинговой деятельности, финансовой деятельности, подготовки кадров и совершенствование организационной культуры, оказание должного внимания человеческому фактору, а также определение приоритетных направлений инвестирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарасенко, А.И. Стратегия развития экотуризма дестинации «Зеленый оберег Гродно» / под общ. ред. к.г.н., доц. А.И. Тарасенка – Бр., 2014. – 72 с.

 


Библиографическая ссылка

Сергиеня Т. А. Анализ эффективности функционирования туристического кластера «Зеленый оберег Гродно» (Республика Беларусь) // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-129 (дата обращения: 28.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 381 | За неделю: 381 | Всего: 381


Комментарии (0)