ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Актуальные вопросы социального страхования в Республике Беларусь
Дробышевская Д. А. 1

1. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Резюме:

Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

Ключевые слова: социальное страхование, социальная защита, пенсионное обеспечение


 

Актуальные вопросы социального страхования

в Республике Беларусь

 

Д. А. Дробышевская, студентка 3 курса.

ВГУ имени П.М. Машерова, г.Витебск

Научный руководитель: Е.М. Янкевич,

ст. преподаватель ВГУ имени П.М. Машерова 

 

Увеличение абсолютной численности пенсионеров, их удельного веса в общей численности населения и другие факторы стали причиной кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.

В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы.

Целью исследования является изучение  построения модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным условиям, которая должна обеспечивать:

- сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием последнего;

- равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

- возвратность пенсионных и других страховых платежей по замкнутой траектории;

- индивидуальный учет не только уплаченных взносов, но и полученных страховых выплат;

- целевое использование страховых взносов на выплату пенсий;

- эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

- консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахованных;

- увеличение страховых выплат в накопительном звене за счет полученных инвестиционных доходов;

- прямую зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;

- адекватность величины пенсии современным условиям — сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения путем индексации пенсионного капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это — мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [1, с. 28].

В нашей стране — один из самых высоких страховых тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 36%). Только проанализировав, от чего зависит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, можно определить,  что можно сделать для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в 2015 году составила 2 592, 8 тыс. человек, а в 2014 г- 2 559,7.   Средний размер назначенных пенсий в 2015 -  2 805, 7 тыс. руб., а  в 2014г – 2 643, 5 тыс. руб.[2].   Ситуация с реальным размером назначенных пенсий в процентах к предыдущему году  имеет отрицательную тенденцию,   в 2015 году- 94,8  к 2014 – 103,1%, т.е. ниже на  8,3 п.п. – значит назрела ситуация необходимости реформирования системы социального страхования.

По состоянию на конец 2015 года численность населения Республики составила 9 481 тыс. человек. Из которых 5 560 тыс. человек находятся в трудоспособном возрасте и 2 311 тыс. человек – пенсионеры.

Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие -  обеспечивают содержание неработающих. Таким образом, мы видим, что на одного пенсионера в среднем приходится 2,4 трудоспособных граждан. Что является недостаточным для полного обеспечения пенсионеров необходимыми денежными средствами. Ухудшилась ситуация с размером заработной платы в республике, наблюдается отрицательная тенденция, несвоевременность ее выплаты  задерживает поступления денежных средств в ФСЗН.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев.

Для действия подлинного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страховщиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами фонда. В связи с возможностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государством страховых тарифов без подробного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение частичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произошедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания полноценной разветвленной системы пенсионного страхования с введением обязательного государственного накопительного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

Успеху мероприятий по реформированию пенсионного и социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенсионного и социального страхования. А также большой вклад осуществит создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.

Таким образом, принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

 

Литература

  1. Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №7. – С. 42-46.
  2. Численность и естественный прирост населения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/chislennost-i-estestvennyi-prirost-naseleniya/.- Дата доступа: 27.03.2016

Библиографическая ссылка

Дробышевская Д. А. Актуальные вопросы социального страхования в Республике Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-126 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 273 | За неделю: 273 | Всего: 273


Комментарии (0)