ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Экономические науки
Недостатки и направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь
Шпак Л.Л. 1

1. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

Резюме:

Важной общегосударственной задачей для Республики Беларусь в 2016 году останется поддержание уровня золотовалютных резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам страны. Таким образом можно сделать вывод о том, что для эффективного развития бюджетной политики и экономики Республики Беларусь в целом, необходимым видится понижение общей налоговой ставки и постепенное внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат.

Ключевые слова: государственный бюджет, бюджетная политика


 

НЕДОСТАТКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Л.Л. Шпак, студентка 2 курса

ГрГУ  имени Янки Купалы

Научный руководитель: В.И. Сушко,

к.ю.н., доцент, ГрГУ имени Янки Купалы

 

Бюджетная система представляет собой часть системы государства и является совокупностью всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  2. составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением [1].

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.

Бюджетная система Республики Беларусь представляет собой  регулируемую законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь [2].

Республиканский бюджет РБ на 2015 год утвержден по расходам в сумме 141 трлн. руб. руб., исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 156,7 трлн. руб.

Значительные расходы в 2015 году ожидались на погашение (4 млрд. долл.) и обслуживание внешнего долга (10,3 трлн. руб.). Часть этих финансовых ресурсов компенсируется за счет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (1,9 млрд долл.), которые Республика Беларусь оставит в своем бюджете.

По итогам I полугодия 2015 года доходы консолидированного бюджета составили 123,8 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,8 % в номинальном выражении (на 11,6 % - в реальном выражении). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6 % (в I полугодии 2014 года - 28,2 %).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2015 г. профинансированы в сумме 105,7 трлн. руб. (на 10,3% выше уровня I полугодия 2014 года в номинальном выражении, на 4.4% ниже уровня I полугодия 2014 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2% и составили 26,1% ВВП.

Консолидированный бюджет в I полугодии 2015 года исполнен с профицитом в размере 18,1 трлн. руб., или 4,5% ВВП (в I полугодии 2014 года - 0,1% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов, а также своевременного и в полном объеме погашения государственного долга и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов власти.

В настоящее время бюджетное планирование в Беларуси содержит элементы программно-целевого бюджетирования в виде различных отраслевых и региональных программ. Однако такие программы не выполняют функцию нацеленности на результат и имеют ряд несовершенств:

  1. недостаточное обоснование связи между программами и задачами;
  2. нечеткое формулирование программ;
  3.  чрезмерно детальная разбивка программ на подпрограммы и, наоборот, укрупнение программ, не позволяющее увидеть детализацию расходов.

Кроме того, сохранятся подход постатейного планирования сроком на один год.  Главным в нем является обоснование потребности в ресурсах по видам затрат в соответствии с функциональной, ведомственной, экономической классификациями бюджетных расходов, а ожидаемые результаты деятельности не обосновываются. 

Также одним из недостатков бюджетной политики РБ является то, что значительная доля государственных средств проходит вне рамок официального бюджетного процесса, что снижает прозрачность, контроль и эффективность использования государственных средств[3]. 

На наш взгляд, перспективным направлением совершенствования бюджетно- налоговой политики Беларуси видится внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат. Этот механизм позволит повысить эффективность государственных финансов, а также переориентировать средства бюджета на инфраструктурные проекты и социальные задачи, которые необходимо финансировать для достижения государством долгосрочного экономического роста.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), – система организации бюджетного процесса и государственного управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования бюджета, в которой отражается взаимосвязь между бюджетными расходами и ожидаемыми результатами. Основными целями данной модели бюджетирования являются:

1) Контроль соответствия затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов;

2) Оценка значимости, а также экономической и социальной эффективности тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

 Для формирования бюджета на основе БОР расходы всех подразделений региональных и муниципальных администраций разбиваются по видам деятельности, направленным на решение стоящих перед ними государственных задач. В свою очередь для каждого вида деятельности разрабатывается программа. Программа должна содержать описание целей и задач, перечень ресурсов, необходимых для их достижения. Также в программе указываются показатели результативности выполнения программы и процедуры измерения этих показателей.

Переход на программно-целевые методы бюджетного планирования должен сопровождаться конкретизацией бюджетных расходов и обязательств, включая принятые целевые программы, с последующей оценкой целесообразности их сохранения и вариантов их реструктуризации. При этом формируется реестр расходных обязательств бюджетов всех уровней в целях сопоставления расходных обязательств с их ресурсными возможностями[3].

Центральными элементами эффективности бюджетной политики являются показатели государственного бюджета, состоящего из доходов и расходов.

Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь в январе-сентябре 2015 года профинансированы в сумме 175,1 трлн. руб.

Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в январе-сентябре 2015 года (%) :

  • Общегосударственная деятельность - 25,5%
  • Национальная оборона - 3,4%
  • Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение     безопасности – 17,0%
  • Национальная экономика - 14,8%
  • Охрана окружающей среды - 0,3%
  • Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство - 6,5%
  • Здравоохранение - 14,1%
  • Физическая культура, спорт ,культура, СМИ - 3,0%
  • Образование - 6,4%
  • Социальная политика - 9,0%

Основная доля доходов консолидированного бюджета (83,9 %) формируется за счет налоговых поступлений. За январь-сентябрь 2015 года в бюджет поступило 160,7 трлн. руб. налоговых доходов[4].

Доходы государственного бюджета ложатся налоговым бременем на плечи населения, что негативным образом сказывается не только на уровне жизни граждан, но и на экономике в целом. Высокая общая налоговая ставка ведет к росту доходов государственного  бюджета, но негативно сказывается  на основных макроэкономических показателях страны.

Общая налоговая ставка  в Республике Беларусь составляет 51,8%. В связи, с чем ВВП значительно ниже, чем в ряде других стран. ВВП на душу населения   РБ в текущем периоде на 2013 год составляет 7 722,12 дол. США по сравнению со Швейцарией 84 732,96 дол. США при общей процентной ставке 28,8%.

Высокая налоговая ставка и время, затраченное на подготовку, подачу отчетности и уплату налога на доходы корпораций, которое в РБ составляет 176,0, также приводит к увеличению уровня инфляции. Так уровень инфляции в Беларуси на 2013 составляет 18,31%, когда в Швейцарии -0,24%.

Таким образом совершенствования бюджетной политики напрямую зависит от основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Главной целью денежно-кредитной политики является содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности.

Важной общегосударственной задачей для Республики Беларусь в 2016 году останется поддержание уровня золотовалютных резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам страны.

Таким образом можно сделать вывод о том, что для эффективного развития бюджетной политики и экономики РБ в целом, необходимым видится понижение общей налоговой ставки и постепенное внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат.

 

Литература

  1. АКазанская, А. Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m177/2_5.htm. Дата доступа: 27.06.2016.
  2. Моргнер, М., Шиманович, Г., Кирхнер, Р. Роль фискальной прозрачности в увеличении эффективности государственных расходов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/pp2015r01.pdf. Дата доступа: 27.06.2016.
  3. Республика Беларусь: Государственные расходы и финансовая подотчетность (ГРФП): Отчет об эффективности управления государственными финансами/THE WORLD BANK GROUP-Регион Европы и Центральной Азии,2014-11C.- №. 89737-BY.
  4. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь - сентябрь 2015 г. / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2015/ys2015.pdf. Дата доступа: 27.03.2016.

 


Библиографическая ссылка

Шпак Л.Л. Недостатки и направления совершенствования бюджетной политики Республики Беларусь // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-124 (дата обращения: 29.11.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 418 | За неделю: 418 | Всего: 418


Комментарии (0)