ШАГ В НАУКУ - 2016
I Международная научная дистанционная студенческая конференция

Юридические науки
Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних
Писарева Д. И. 1

1. ЧУО «БИП-Институт правоведения», Гродненский филиал

Резюме:

Знание криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также особенностей процесса познания преступлений рассматриваемой группы необходимо следователю, поскольку способствует всестороннему пониманию предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних, проверке и оценке следственных версий, выдвижению своих и прогнозированию версий защиты, определению, что необходимо исследовать и доказать в ходе предварительного расследования и судебного следствия по конкретному уголовному делу, прогнозированию поведения субъектов уголовного процесса в различных следственных ситуациях, избранию тех или иных тактических приемов и комбинаций для успешного расследования, определению средств и методов профилактического воздействия на подследственного и других лиц. В процессе своей деятельности следователь должен не только изучить, но и оценить имеющуюся по делу информацию.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, преступность несовершеннолетних


 

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Д. И. Писарева, студентка 5 курса,

Гродненский филиал БИП

Научный руководитель: И.Н. Дудко,

ст. преподаватель, Гродненский филиал БИП

 

 

Особенности совершенного преступления и внутренняя картина общественно-опасного деяния находят отражение и в криминалистической характеристике преступлений. В криминалистической характеристике преступлений несовершеннолетних надо различать несколько уровней:

  1. общую криминалистическую характеристику преступлений, совершенных несовершеннолетними, которая имеет значение для определения характера общественно опасного деяния;
  2. криминалистическую характеристику отдельных видов (групп) преступлений (имущественных, против личности);
  3. криминалистическую характеристику отдельных категорий преступлений, совершаемых несовершеннолетними, представляет значительный интерес, так как наиболее эффективно может быть использована в процессе расследования.

Круг общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, включает в себя разнообразные по составу общеуголовные преступления, начиная от посягательств на жизнь и здоровье и заканчивая компьютерной безопасностью. Вместе с тем, несмотря на разнообразие объектов данных преступлений, их объективной и субъективной сторон, возможно выделение ряда общих черт, характерных для преступлений, совершаемых несовершеннолетними [1, с. 158].

В качестве объектов преступных посягательств со стороны несовершеннолетних чаще всего выступают собственность, личность и принадлежащие ей права – жизнь, здоровье, половая неприкосновенность, а также общественная безопасность, общественная нравственность и здоровье населения. Они совершают кражи, грабежи, разбойные нападения, угоны автотранспортных средств без цели хищения, причинение вреда здоровью, убийства, изнасилования, хулиганство, вандализм, приобретение и хранение наркотиков.

Анализ предмета преступного посягательства, особенно при кражах, дает возможность сразу после обнаружения преступления примерно правильно решить вопрос, не подростком ли совершено преступление. Несовершеннолетние чаще всего посягают на автомототранспорт и запчасти к ним, на фотоаппаратуру, аудио- и видеоаппаратуру, деньги, а также на другие вещи, при реализации которых можно получить деньги.

Зачастую предметом посягательства при совершении преступлений несовершеннолетними выступают объекты, не обладающие значительной материальной ценностью, однако пользующиеся среди подростков определенной популярностью. Это, например, мобильные телефоны, планшеты, бижутерия, предметы одежды и обуви конкретных зарубежных фирм и т.д.

Сами по себе перечисленные предметы похищаются не только несовершеннолетними. Однако наличие довольно нестандартных предметов в списке похищенного (продукты питания, сладости и др.) должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

С объективной стороны преступления несовершеннолетних характеризуются, как правило, активными действиями, направленными на достижение преступного результата. При этом на способ совершения конкретного посягательства оказывают влияние такие факторы, как возраст несовершеннолетнего, его физическое развитие, недостаточность жизненного опыта, наличие соучастников преступления, а нередко и материальные возможности. В свою очередь, это находит отражение как в способе, так и в механизме совершения и сокрытия преступления.

Центральным элементом криминалистической характеристики является способ совершения преступления. На выбор способа совершения преступления несовершеннолетними влияют:

  1. черты характера, определяющие направленность личности и волевые качества (жестокость, эгоизм и т.д.);
  2. навыки, которые у несовершеннолетних развиты слабее, чем у взрослых;
  3. привычки, которые могут выступать как обстоятельства, влияющие на выбор способа совершения преступления [2, с. 42].

Элементами способа совершения преступления являются: подготовка к совершению преступления, подыскание орудий, механизм преступного посягательства, способ сокрытия преступления.

В содержание подготовки к совершению преступления может входить предварительная договоренность и создание преступной группы, распределение преступных функций, подготовка орудий и необходимые, чаще всего, минимальные разведывательные действия.

Для преступлений, совершаемых несовершеннолетними, обычно не свойственна предварительная подготовка. Значительное количество совершаемых ими деликтов носит ситуационный характер и обусловлено конкретными обстоятельствами – отсутствием охраны на данном объекте, ненадежностью запоров в хранилище, нахождением потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения и т.п. Отсутствие предварительной подготовки, в свою очередь, влияет на выбор несовершеннолетними орудий совершения преступления, которыми зачастую оказываются находящиеся при них предметы обихода либо объекты, подобранные ими вблизи места происшествия (складные ножи, ключи от квартиры, камни, пустые бутылки, металлическая арматура, обрезки труб и т.п.).

Механизм совершения несовершеннолетними преступлений в целом мало отличается от способов совершения той же категории деликтов, например, краж, разбойных нападений, убийств и т.д. Однако в ряде случаев наблюдаются и особенности, обусловленные спецификой субъекта преступления. Так, значительное количество преступлений совершается в группе. Это позволяет несовершеннолетним компенсировать их психологическую неуверенность в своих силах, малый жизненный опыт, способствует объединению физических усилий, необходимых для достижения преступного результата. Наряду с этим следует отметить, что для несовершеннолетних не характерно создание устойчивых преступных группировок.

Схема исследования механизма по отдельным категориям преступлений представляется следующей: а) когда и по чьей инициативе возникло намерение совершить преступление; б) в чем заключалась подготовка к совершению преступления; в) какие действия непосредственно предшествовали преступному посягательству; г) в чем заключались действия каждого соучастника при совершении и сокрытии преступления.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к его совершению подростков: это газетные киоски, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и т.д. [1, с. 160].

Наиболее распространенными местами совершения грабежей и разбойных нападений являются подъезды и дворы, микрорайоны школ и училищ, общежития. Кражи чаще совершаются из индивидуальных домов, при этом большинство из них в дневное время или после 22 часов, грабежи и разбойные нападения с 18 до 22 часов и около 20% – после 22 часов. Жертвами грабежей и разбойных нападений, совершенных в дневное время, являются в большинстве своем учащиеся школ и училищ.

Как свидетельствуют материалы следственной и судебной практики, основное количество преступлений совершается несовершеннолетними непосредственно в месте проживания, учебы либо работы или в прилегающих районах.

Субъектами совершения вышеуказанных преступлений часто бывают несовершеннолетние, воспитывающиеся в неполных либо неблагополучных семьях, склонные с совершению правонарушений. Многие из них состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, мелкое хулиганство, другие административные нарушения, оставлены без надзора со стороны родителей и педагогических коллективов учебных заведений, не работают или перебиваются случайными заработками [3, с. 81].

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что элементы криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличаются своей спецификой, предопределенной психофизиологическими свойствами личности преступника и жертвы преступления: обстановкой места события, способом подготовки, совершения и сокрытия преступления, типичными материальными и идеальными следами преступления.

Содержательная часть элементов криминалистической характеристики заключается в уголовно-процессуальном и криминалистическом аспектах обязательного использования специальных знаний в области психологии, психиатрии и педагогики. В свою очередь, криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, представляет собой описание системы преступлений, включаемых в указанную группу, и содержит описание тех характерных особенностей элементов, связей и закономерностей, которые свойственны только преступлениям, совершенных несовершеннолетними.

По нашему мнению, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, исследованию подлежат как способы действий, направленных на осуществление преступного посягательства, так и способы совершения сопутствующих им некриминальных действий. Способ подготовки к совершению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, характеризуется часто неразвитостью: несовершеннолетние, как правило, не готовятся к совершению преступления и производят минимальные разведывательные действия. Подготовка тогда имеет место, когда несовершеннолетние или уже имеют преступный опыт, или ими руководят взрослые.

Способы совершения преступлений несовершеннолетними обусловлены особенностями их личности, имеющимися навыками, привычками. Несовершеннолетние часто совершают бессмысленные, лишние движения, не спешат скрыться с места совершения преступления. Способы воспрепятствования установлению истины по делу могут избираться несовершеннолетними в зависимости от наличия либо отсутствия информации о совершенном преступлении у правоохранительных органов, а также осведомленности самого несовершеннолетнего о наличии такой информации.

При определении стратегии и тактики своей деятельности следователь должен учитывать, что для исследуемой категории подследственных характерны неустойчивость, подвижность, изменчивость мотивов и целей, обусловленные не сформировавшейся еще окончательно личностью несовершеннолетнего правонарушителя.

Поведение несовершеннолетнего в период подготовки, совершения и сокрытия преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту и индивидуальным свойствам подростка, которые связаны с особенностями его развития, условиями жизни и воспитания.

Знание криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также особенностей процесса познания преступлений рассматриваемой группы необходимо следователю, поскольку способствует всестороннему пониманию предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних, проверке и оценке следственных версий, выдвижению своих и прогнозированию версий защиты, определению, что необходимо исследовать и доказать в ходе предварительного расследования и судебного следствия по конкретному уголовному делу, прогнозированию поведения субъектов уголовного процесса в различных следственных ситуациях, избранию тех или иных тактических приемов и комбинаций для успешного расследования, определению средств и методов профилактического воздействия на подследственного и других лиц. В процессе своей деятельности следователь должен не только изучить, но и оценить имеющуюся по делу информацию.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Харина, А.Е. Преступления несовершеннолетних: актуальность проблемы / А.Е. Харина // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2015. – № 27. – С. 158-163.
  2. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника / Ю.М. Антонян. – М.: Редакционно-издательский отдел, 2011. – 159 с.
  3. Тимошенко, С.Е. Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление / С.Е. Тимошенко // Психопедогогика и правоохранительные органы. – 2006. – № 2. – С. 80-81.

Библиографическая ссылка

Писарева Д. И. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних // . – . – № ;
URL: step-science-bip.csrae.ru/ru/0-108 (дата обращения: 04.12.2020).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 349 | За неделю: 349 | Всего: 349


Комментарии (0)